Вайнахская этика

Исаев Э.

Ибрагим Алироев, доктор исторических наук, профессор.

Введение

Данная работа — некоторый опыт историко-этического исследования. В ней рассматривается не история вайнахских этических идей в их содержательной связи, а анализируются общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания. Особое внимание уделено вайнахской нормативной этике и этике семейной жизни.

При написании монографии не преследовалась цель исследовать весь комплекс вайнахской этики. Это и невозможно. В меру сегодняшних возможностей автор попытался впервые дать описание ее основ, тем самым помочь преподавателям общеобразовательных школ и высших учебных заведений в какой-то степени восполнить пробелы, с которыми они встречаются из-за отсутствия подобного учебного пособия и тем более — соответствующего учебника.

Сегодня глубокое изучение морально-этических норм своего народа дает возможность нынешней молодежи, следующим поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей. Изучение этики позволит лучше познать характеристику народа. Народная мудрость, как правило, производит на человека сильное впечатление. Народная этика вайнахов служит могучим средством воспитания детей и студентов в современных условиях.

В предлагаемой книге предпринята попытка определить сущность, цели и задачи вайнахской этики, выявить ее отличительные черты и характерные особенности. Нормативная этика вайнахов представляет собой свод педагогических истин парода, который отразил в ней свои идеалы. Поэтому самое сложное — и неотложное — дело, идущее под "первым номером ", — это этическое воспитание наших детей — детей не только нового мышлением, но и нового чувствования, нового поведения.

Этика является наукой о морали, систематизированным знанием о ней, а ведь известно: знание — это сила! Мы ставим здесь задачу: выработать у человека, приобщающегося к этике, устойчивую тягу — через знания — к моральному самосовершенствованию.

Конечно, этика сама по себе не может превратить порочного человека в добродетельного. Но она становится верной союзницей того, кто хочет следовать высокому и прекрасному, чья душа жаждет добрых поступков — "подобно вспаханной земле, готовой возрастить семя" (Аристотель), того, кто ищет в ней не абстрактную истину, а конкретную помощь в собственных нравственных исканиях.

Может возникнуть недоумение: для чего нужен этика тому, кто и без того уже добродетелен? Дело в том, что добродетельность человека — не состояние, а процесс, который длится всю его .жизнь, и чем нравственнее человек — тем более он может быть недоволен собой, и с тем большей страстью он стремится стать еще лучше, чище!

Этика способствует тому, чтобы этот процесс бесконечного самосовершенствования протекал более интересно, грамотно и гармонично. Она укрепляет нравственного человека в сознании его правоты, помогает ему ясней формировать нормы поведения, находить правильные решения в сложных конфликтных ситуациях, учит критически анализировать свои помыслы и быть трезвее, строже в самооценке. Этика направляет моральные нормы личности в правильное русло, помогает ей - личности - осуществлять жизненный выбор с учетом опыта предшествующих поколений. Ради всего этого и стоит углубленно изучать этику не только своего, но и — других народов.

Любить народ — это значит неуклонно повышать зрелость самосознания, обогащать духовный мир человека, повышать степень зрелости народа. Изучение этики должно способствовать этому.

Наша работа не претендует на исчерпывающее освещение всех проблем вайнахской этики. Издательские и финансовые возможности не позволили нам в полном объеме издать данную работу. Не вошли в книгу главы "Экологическая этика ", "Коран и человек". Многие вопросы богатейшего нравственного наследия народа могут и должны стать предметом новых исследований.

ГЛАВА 1.  Великие мыслители об этике

Моими советами, сын, дорожи,

Старательно их в узелок завяжи.

(Амир Хосров Дехлеви).

Большую пользу в изучении этики любого народа приносит знакомство с высказываниями великих мыслителей всех времен и народов о нравственных проблемах. Преемственность высоких идеалов дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано до них, обогатить в новых условиях многообразие духовных и нравственных ценностей общества, народа.

Великие мыслители считали своим долгом овладеть этикой своего народа, его художественным творчеством, выражающим нравы, характеры, обычаи, традиции, этические вкусы и психологию. Они создали народные книги, выражающие нормативные акты этики. В их понимании семейный быт является первым и непосредственным источником народной этики.

Изучение народного быта, его художественного творчества важно и нужно для характеристики народа: в силу своей зрелости, тонкости, нежности, оригинальности народная мудрость неповторимо производит на человека сильное впечатление, и он становится добрее и борется со злом.

Этика как составная часть коллективного творчества, как проявление нравственности масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, представление о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru