Прогрессивные просветители всегда рассматривали этику как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Они оказали сильное воздействие на формирование этических взглядов, на воспитание и обучение молодого поколения. Идеи Авиценны, Бируни, Фарабли, Дехлеви, Хосрова Насира, Рудаки, Руми, Омара Хайяма и других тесно перекликаются с народными взглядами на формирование личности человека, на идеалы нравственного, трудового, умственного и эстетического воспитания.
Арсенал великих мыслителей богат методами этического воспитания. Вместе с тем, они учитывали и самобытность каждого народа, и, главное, - обращали внимание на его традиции и обычаи. "Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная", - метко отмечал В.Г.Белинский (Избр. пед. соч., М., 1948 г., с. 15).
Ученые и мыслители планеты внесли бесценный вклад в разработку этических норм. До наших дней сохранились их учения, их мысли. В этой великой плеяде были представители всех наций.
Во всем мире известен поэт Омар Хайям (ок. 1048-1123 г.г.), воспевший идеи гуманизма и свободомыслия, прославивший величие человеческого духа словами: "Человек, словно зеркало мира, многолик. Он ничтожен и он же безмерно велик". (Омар Хайям). Ташкент, 1977 г., с. 64).
В Бухаре жил выдающийся философ, поэт, врач, естествоиспытатель, математик Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037 г.г.), медицинские энциклопедии которого ("Медицинский канон", "Книга исцеления") получили мировое признание и были переведены на многие языки. Ибн Сина оставил труды по философии, биологии, психологии, этике, педагогике. Его трактат "О добре и зле" посвящен проблемам этики и нравственности.
Творчество мыслителей оказало большое влияние на духовное формирование народов мира. В их литературных произведениях - стихотворных строках, поговорках, легендах - мы находим и этические мотивы.
Богатейший след на земле Казахстана оставил великий ученый Мухамед аль-Фараби (870-950 г.г.), автор более 160 книг по различным наукам, в том числе и по этике. Он учил быть добрыми, уважать дружбу народов, учить детей добродетели, любви к своей родине, трудолюбию.
Много ценных мыслей об этическом воспитании содержится в трудах хорезмийца Бируни. Ученый, наряду с описанием календарных систем разных времен и народов, рассматривает и суть таких понятий, как истина и ложь, добро и зло, скромность и кичливость, образованность и невежество, - т.е. проблемы нравственности. Он считал, что "... справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой" (Бируни. Избр. произв., Ташкент, 1963, с. 58).
Большое влияние на общественно-педагогические взгляды Авиценны и Бируни оказал их предшественник - Абу Наср аль-Фараби. Огромный интерес для нас представляют его труды по психологии, этике и эстетике. "Человек, - писал он, - не может быть наделен с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же, как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Формированию добродетельного человека противостоят четыре порока: НЕВЕЖЕСТВО, БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ, ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ и ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Чтобы устранить их, человек должен познать самого себя". (Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата. 1973, с. 180).
Многие поэтические строки в виде поговорок и пословиц мыслителя раннего средневековья Рудаки вошли в сокровищницу устного народного творчества, обогатив народную этику. Он воспевал чувства доброты и благородства, призывая молодежь украсить свою жизнь добрыми делами и поступками. Рудаки писал:
Слепую прихоть подавляй — и будешь благороден,
Калек, слепых не оскорбляй — и будешь благороден,
Не благороден, кто на грудь упавшему наступит.
Нет! Ты упавших поднимай — и будешь благороден.
(Из сокровищниц мудрецов. Сб., Ташкент, 1976 г., с. 77).
Писатель и философ Насир Хосров (1004-1088 г.г.), автор назидательных книг-трактатов - "Книга просветления" и "Книга о счастии'", - называет семь бед, которые мешают правильному нравственному воспитанию человека: НАДМЕННОСТЬ, ХИТРОСТЬ, ТУПОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГНЕВ, ПОХОТЬ и ЗАВИСТЬ. Он дает совет покинуть семерых "друзей своих негодных", а взамен им найти других - высоких, благородных, для которых главное - СКРОМНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВОЗДЕРЖАНИЕ, ПРОСТОТА, ДОВОЛЬСТВО МАЛЫМ, ЩЕДРОСТЬ и ДОБРОТА (Антология таджикской литературы. М., 1957, с. 230-231).
В назидание Насир Хосров заключает: "Да будет жизнь твоя для всех других отрадной: дари себя другим, как гроздья винограда ... Отцу и матери всегда служи отрадой" (Там же, с. 257).
Поучительные советы по этике содержатся и в произведениях Муслихиддина Саади (между 1203-1210-1292 г.г.). Его слова обращены к родителям. Он призывает их обязательно давать сыновьям определенную профессию, чтобы каждый мог честно трудиться. Саади учит: "Чтобы память оставить ты мог меж людей, добру, благонравью учи сыновей". Быть к детям справедливым и требовательным: "Знай, что начавшим учиться сперва полезней угроз поощрения слова" (Саади. Избр., Душанбе, 1954, с. 221)