Заметный след в разработке и решении этических проблем оставил и французский просветитель Мишель Монтель (1533-1592 г.г.). Его творчество - это наука о человеке. Он призывает человека к умеренности в удовольствиях. "Невоздержанность, - пишет он, - чума для наслаждения". Из этической концепции его воззрения на воспитание, оказавшей большое влияние на педагогическую мысль того времени и не потерявшей своего значения до сих пор, очень ценно его наставление о том, что воспитатель должен учить не отдельным конкретным знаниям, а пониманию существа дела. Надо, говорил Монтель, чтобы заучиваемое стало "собственностью" ученика. Основная цель воспитания, по его мнению, состоит не в подготовке узкого специалиста, а в формировании личности.
Греческий философ Плотин (205-270 г.г.) отмечал, что человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье - в рассудочной части души. Нравственный идеал, считал он, - это бегство от зла. Абсолютный недостаток добра, говорит Плотин, есть зло, относительный или частичный порок. Бегство от порочности - есть победа души.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.г.), французский писатель, политический мыслитель и философ, разработал этические нормы для своего народа. Особенности взглядов Руссо определяются прежде всего его социально-политической позицией. Важнейшие моральные качества человека, с его точки зрения, - трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов народа.
Главную задачу воспитания Руссо видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка, путем развития его естественных задатков и способностей.
Этические идеи Руссо выражены в произведениях: "Рассуждения о науках и искусствах" (1750), "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755), "Об общественном договоре" (1762), "Эмиль, или о воспитании" (1762).
Автор трактатов о нравственности - римский философ и писатель Сенека (Луций Анней, ок. 3 в. до н.э.) говорил, что жить добродетельной и счастливой жизнью - значит жить сообразно с природой, сущность которой он отождествлял с Богом - разумом, провидением, судьбой. Подчиняясь Богу, учит Сенека, человек обретает свободу.
Совершенный, гармоничный разум (будучи частью божественного) помогает индивиду выработать правильное отношение к миру, к вещам, не зависящим от человеческой воли. Высшего блага, по Сенеке, человек достигает в результате терпения, воздержания, мужества. В разумно-божественной Вселенной все направлено на благо живых существ, зло и греховность же - порождение общества, где царит неправда и борьба за материальное благополучие. Труды Сенеки "О милосердии", "О счастливой жизни", "Моральные письма к Луцилию" и другие сохранили и сегодня свое педагогическое значение.
С точки зрения Льва Николаевича Толстого (1828-1910 г.г.), великого русского писателя, нравственность и этическое поведение человека состоят в усвоении многовековой народной мудрости и религиозной веры, которые дают ответ на вопрос о назначении человека. Литературным героям, воплощающим идеалы его моральной доктрины (самопожертвование и самоотречение), Толстой противопоставляет в своих произведениях эгоистов, для которых личное благо и наслаждение - закон для действия. Диалектика борьбы этих принципов завершается в романе "Война и мир" (1865-1869 г.г.) апофеозом семьи; крушением эгоизма - в "Анне Карениной" (1875-1877 г.г.); а в "Исповеди" (1880-1882) апология семьи уже ставится под сомнение.
Религиозно-этические идеи Толстого нашли последователей не только в России, но и в различных странах Запада и Востока. В частности, учение Толстого о "непротивлении" оказало большое влияние на Ганди и выработанную им программу ненасильственной борьбы.
Л.Н. Толстой страстно изучал фольклор, легенды и этику народов. Живя долгие годы в Чечне, он собрал большой материал для будущих своих произведений. В них герои показаны преодолевающими труднейшие обстоятельства Кавказской войны. "Я желал, - писал он, - чтобы судьба ставила меня в положения трудные, для которых нужны сила души и добродетель".
В дневнике 1853 г. Толстой, находясь в нашем крае, записал мысли о чеченцах: "Простой народ так много выше нас стоит своей исполненной трудов и лишений жизнью, что как-то нехорошо нашему брату искать и описывать в нем дурное. В нем больше доброго, чем дурного". (Русские писатели в нашем крае. Грозный, 1958, с. 111).
Идеальный итог развития подрастающего человека видится Толстому так: он - труженик, созидатель, внемлющий своей совестью всему окружающему и единящийся с миром. В одном из писем Толстого читаем: "Я теперь весь из отвлечения педагогики перескочил в практическое и в самое отвлеченное - с другой стороны, - дело школ в нашем уезде. Я не рассуждаю, но когда вхожу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей ... Ах, батюшка! Как бы вытащить, и кого прежде, кого после вытащить? И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза детям. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там, Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе". (Переписка Л.Н.Толстого (1857-1903 г.г.), СПб., М., 1911, с. 258).