Вайнахская этика

Исаев Э.

Женщина ответила:

- Вдоль.

И тогда старец сказал:

- Мои советы уже не помогут, вы пришли слишком поздно. Он уже повзрослел...

Из века в век складывались нравственные нормативы вайнахов, обогащаясь новыми критериями, обычаями, неписанными правилами. Главным критерием была и остается духовная чистота человека.

Среди этических норм нравственная культура у вайнахов занимает одно из ведущих мест. Давайте разберемся с понятием "культура поведения".

Это есть совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и нравственные нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения учит, каким конкретно образом должны осуществляться в поведении требования нравственности, как внешне должно проявляться поведение человека. Нравственные нормы должны органично, естественно и непринужденно сливаться с образом жизни человека, стать его повседневным неотъемлемым жизненным правилом.

Испокон веков, где бы человек не был - в семье или в общественном месте, в гостях или в пути, у вайнахов высоко ценились такие качества, как верность, выполнение обещаний, искренность, умение недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком понятии нравственность - это все области внешней и внутренней культуры человека, т.е. этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах и т.д. Этика требует от личности культуры речи, умения грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Каждый народ может гордиться присущими ему нравственными нормами. Можно привести десятки примеров, когда эти устои соблюдаются большинством народа. Но, к сожалению, наблюдается и "пробуксовывание" в нашей сложной жизни, когда многие исконные черты теряются. Относится это и к вайнахам.

Вроде бы все понимают, что этическая нравственность воспитывается, начиная с семьи и кончая высшим учебным заведением. А что получилось у нас? Если в какой-то мере в семьях и ведется этическое воспитание, то этого не скажешь о школах и ВУЗах. Семьдесят пять лет нашей жизни при бывшем СССР не велось такого воспитания в высших учебных заведениях и общеобразовательных школах республики. Учителя и преподаватели стали самыми бедными в мире, их уровень жизни доведен до низшего показателя. И о какой воспитательной работе, о каком внедрении нравственной культуры у них можно спрашивать? Не решив проблему социального благополучия учителя, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов ни в проведении коренных преобразований в народном хозяйстве, ни в осуществлении повсеместной демократизации общества, ни в решении социальных проблем.

Сама логика и суть суверенного государства требует сегодня воспитания культуры нравственной, культуры человеческого общения, культуры правовой и т.д.

В настоящее время мы, как никогда ранее, ощущаем социальную потребность в высокоразвитой культуре человеческих взаимоотношений, или, другими словами, потребность в нравственной культуре людей, которая призвана стать важной и неотъемлемой частью духовного возрождения чеченского и ингушского народов.

Обратимся к нашему прошлому. В процессе конкретно-исторического развития общества, у вайнахов формировались различные по своему содержанию и значению нравственные ценности, в которых отражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, счастье и горе, чести и бесчестии и т.п., с их помощью человек мог оценивать конкретные житейские ситуации, поступки и поведение. В этих представлениях, понятиях фиксировалось определенное отношение людей к явлениям и процессам нравственной жизни, выражавшее их одобрение либо осуждение.

Моральные ценности человека в недалеком прошлом регулировались Мехк-кхелом. Это был институт этической нравственности. А что сегодня? Любой "политик", просто рядовой гражданин старается оценить суть и содержание Мехк-кхела только с отрицательной стороны, хотя многие члены этих объединений проводили неоценимую работу по нравственному воспитанию общества.

Приведем примеры из нашей прошлой жизни, относящиеся к нравственной культуре.

Синкъерам - издавна был одним из моментов проявления этики у молодых людей. Здесь по-настоящему соблюдался этикет, здесь же молодые вайнахи и учились ему. Нет необходимости полностью раскрывать всю суть синкъерам, она известна. Остановимся лишь на отдельных аспектах нравственной культуры. Так, молодой человек не имел права обращаться к девушке без ее согласия. На синкъераме запрещалось сквернословить и грубить. Каждое свое слово молодые сверяли, так сказать, со шкалой нравственности, диалог между ними шел на равных, ценилась добрая шутка, знание пословиц и поговорок и т.д.

К великому сожалению, сегодня все это во многом забыто. И, как результат, - в селах Чечни и Ингушетии очень редко ныне проводятся традиционные синкъерам из-за опасения, что они будут омрачены отдельными молодыми людьми своими безнравственными поступками. Более того, на нынешнем синкъераме подвыпившие парни, любящие пострелять, могут нечаянно убить кого-нибудь.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru