В народе самое главное - его нравственные идеалы. Их воспитывают с детских лет. Но сегодня эти идеалы мы постепенно теряем. Осталась единственная надежда - на религию, семью и школу.
Процесс утверждения нравственной культуры в сознании и поведении личности содержит в себе определенные трудности, есть и противоречия. Он неразрывно связан с конкретными условиями жизнедеятельности, находится в прямой зависимости от характера, содержания, этического воспитания, воспитательной деятельности различных социальных институтов, от степени моральной зрелости и этической подготовленности воспитателей, от уровня развития внутренней активности, заинтересованности личности. Нравственные изъяны в жизни, получившие у нас распространение в последние годы, явились следствием ослабления взаимосвязи личности и семьи, личности и коллектива, школы и семьи. Вспомним слова В. Распутина: "Что же касается каждого из нас -один пил горькую, другой набивал собственный карман, третий поступался профессиональными и человечески ми принципами, четвертый витийствовал ... Не все, не все, тороплюсь оговориться, что не все, но у всех на глазах. Стало быть, нравственные, духовные понятия в немалой степени были извращены и подорваны, и продолжалось это не год и не два". ( "Известия", 1987, 14 марта).
Что и говорить, в нравственной культуре у одних людей стали преобладать черты и особенности антиобщественного звучания, другие же. осуждая в душе различные пороки, были и остаются сторонними наблюдателями, не проявляя должной степени активности в борьбе с ними. Чтобы одержать решительную победу над косностью и равнодушием, мещанским образом жизни и иждивенчеством, нечестностью и безответственностью, т.е. всем тем. что искажает гуманистическую, коллективистскую сущность нашего общества, необходимо привести в действие потенциальные возможности каждой личности, разбудить ее творческую энергию и инициативу, способствовать формированию иммунитета против нравственной коррозии, а также создавать все необходимые условия для того, чтобы активность каждого человека органично сливалась с общественно-значимыми действиями других людей.
Наши рассуждения требуют подвести некоторые итоги. С самого рождения человек включается в общение. Первоначально это общение младенца с матерью и со взрослыми; к 4-5 годам у ребенка складывается потребность общения со сверстниками, которое играет в его развитии не меньшую роль, чем взаимоотношения со взрослыми. Это общение носит естественный характер: в отношениях со взрослыми ребенок пассивен, эти отношения им слабо осознаются и обдумываются, общение со сверстниками - ситуативно, конфликты и недоразумения в контактах поверхностны, легко переживаются и скоро проходят.
Совершенно меняется картина в переходный возраст, это в полной мере обнаруживается к 14-15 годам, когда в юном человеке просыпается "чувство взрослости", он как бы открывает в себе внутренний мир переживаний, мотивов личных предпочтений; он открывает себя, и это открытие нередко выражается в сознании своей неповторимости и уникальности. Соответственно перестраивается и общение: в отношениях с товарищами уже нет былой непосредственности, отношения с родителями и другими близкими родными, оставаясь по форме простыми и безусловными, наполняются новым содержанием. Все это необходимо учитывать родителям и тем, кто связан с этой категорией молодых людей.
В этот период у юношей и девушек наступает момент, когда они должны соблюдать правила хорошего тона и поведения, которые призваны регулировать безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения и поведения.
Нравственная культура общения требует вежливости и тактичности. Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Иными словами, вежливость - это поведение в соответствии с достоинством данного человека.
Если в вежливости отражена доброжелательность в отношениях с людьми, то в тактичности выделено умение осуществить свою доброжелательность в отношении конкретного лица, учесть ситуацию и своеобразие личности человека при общении с ним, проявить к нему уважение и в то же время сохранить собственное достоинство. В качестве граней тактичности можно выделить почтение к старшим, учтивость, предупредительность в отношении слабого, младшего и, конечно, скромность.
Беседу о нравственной культуре хочется закончить словами замечательного ученого Бальтасара Грасиани: "... Пусть человеческая натура возвышается над обязанностями сана, а не наоборот. Как ни высок пост, покажи что личность выше". (Бальтасар Грасиани, "Сокровища мудрости". М., 1986, с. 85).
Так давайте жить по этике нравственной культуры! Иначе погибнет все то ценное, что мы веками накопили.
2. МУДРОСТЬ НАРОДА
Уходят в даль года.
В десятилетия слиты,
Вершит над нами время
Неумолимый суд –
И, как на древе жизни.
На гранитных плитах
Лишь имена героев
Смерть переживут.
(Хусейн Сатуев)
Что и говорить, люди культуры, художники слова долгое время вынуждены были молчать, даже когда речь шла о национальных традициях, обычаях, не говоря уже о мудрости народа, об этике.