Вайнахская этика

Исаев Э.

Корни добра и зла уходят, по мнению Достоевского, не только в человеческую природу, но и глубже - в мироздание. Он говорит, что только один Бог и может искупить человеческие страдания и удовлетворить человеческую потребность в совершенстве, спасении и благе как всего мира, так и каждого отдельного человека, давая смысл его существованию и бессмертию.

Этический характер носят произведения Достоевского: "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-1880), "Дневник писателя".

"Моральные проблемы возникают в конкретных ситуациях, а этические категории служат для того, чтобы каждая данная "моральная ситуация" была бы наиболее удачным образом разрешена", - эти слова принадлежат американскому философу-идеалисту Джону Дьюи (1859-1952 г.г.). Дьюи выступал защитником этического релятивизма и произвольного толкования норм нравственности, отрицая "абсолютную мораль" и "вечные" моральные нормы. Основные труды, отражающие этические взгляды Дьюи: "Этика" (1908), "Свобода и культура" (1929), "Индивидуализм, старый и новый" (1929) и др.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 г.г.) всю свою жизнь занимался вопросами нравственности, разрабатывая и решая философские проблемы.

Он многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики. Кант определил мораль как область человеческой свободы - в отличие от сферы внешней необходимости и природной причинности. Более конкретно мораль, по Канту, есть область должного (требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер. Он считал долг основополагающим понятием добра (добро есть то, что соответствует должному). Его труды "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика нравов" (1797) - определяют место этики в жизни человека и общества.

Имеют свою образную особенность и китайские этические нормы. Известный мыслитель древности и политический деятель Конфуций (551-479 г.г. до н.э.) свои изречения и беседы об этике изложил в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). В ней центральное место занимают такие проблемы, как гуманность, закон отношений людей в обществе и цель нравственного воспитания. В соответствии с понятием гуманности, отношения людей должны определяться мудростью и верностью долгу. Он учит: чего не желаешь себе, того и не делай людям; плати добром за добро и справедливостью за зло; сначала познай самого себя; уважай и люби старших по возрасту и общественному положению; строго соблюдай существующие семейные и общественные отношения; почитай предков; проявляй заботу о младших; цени дружбу. Конфуций определил титул человека - "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".

Датский философ и писатель Кьеркегор (1813-1855 г.г.) видел своеобразный идеал человека, который строго соблюдает этику своего народа. Он выделял три стадии в жизни человека для достижения своей цели: эстетическая, когда человек имеет дело только с возможностями, никогда не превращающимися в действительность, т.е. когда человек живет только мгновениями, "воображаемой жизнью"; этическая, когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство собственного существования (для этой стадии характерно постоянство и длительность переживания), глубокий анализ своего собственного "Я"; религиозная, когда человек, решая дилемму "либо-либо", выбирает вечность, а не конечность. Таким образом, Кьеркегор основные этические проблемы сводил к проблемам религиозным: индивид, будучи религиозным существом, постоянно чувствует свой долг перед Богом. В своем труде "О понятии страха" (1844) он утверждает этот тезис, бичует нравственные пороки.

Слова: "Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим" - принадлежат древнекитайскому философу Лао-Цзы (6-5 в. до н.э.). Им был создан философско-этический трактат, посвященный объяснению мира, месту человека в нем и пути истинной добродетели, по которому должны следовать люди, чтобы достигнуть утраченного ими счастливого состояния. Он пишет, что человек, утративший способность к добру, может найти спасение лишь в вере, которая даруется свыше как божья благодать.

Огромное значение в этическом воспитании имеет учение Антона Семеновича Макаренко (1883-1939 г.г.). Великий педагог и писатель разработал теорию и методы этического воспитания подрастающего поколения. Этим проблемам и посвящены "Книга для родителей" (1937), "Методика организации воспитательного процесса" (1935-1936), "Цель воспитания" (1937), "Воля, мужество, целеустремленность" (1939) и другие его труды. Педагог писал, что "... воспитывает не сам воспитатель, а среда". Макаренко усматривал основу этического воспитания не просто во взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а в организации коллективной деятельности воспитанников в соответствии с тенденциями развития общества. То есть, такой практической организации коллективной жизни, в которой, с одной стороны, индивид приобретал бы навыки поведения, соответствующие принципам морали, а с другой - были бы обеспечены защита интересов личности, условия свободного социального творчества ради достижения общественных целей. Отсюда - единые методологические установки Макаренко в педагогике и этике: приобщение индивида к активному участию в общественно-исторической практике как цель воспитания; организация коллектива и коллективной деятельности как главное средство воспитания; принципиально новое место личности в обществе как предпосылка формирования индивидуальности в процессе усвоения принципов мировоззрения и морали. По его мнению, требования нравственности, предъявляемые к человеку, должны опережать реальный уровень его поступков. Это требование и сегодня остается актуальным. Макаренко подчеркивал необходимость рассматривать этические категории и проблемы нравственности в тесной связи с конкретными задачами воспитания, решением широких социальных проблем.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru