Предисловие
Эта книга — итог десятилетней работы в журналистике. Газетное дело — удивительная вещь! Какая радость может сравниться с той, когда опубликованный материал оказывает воздействие на судьбы людей, помогает восторжествовать попранной справедливости, преодолеть возникшие трудности, покончить с бесхозяйственностью... Да мало ли можно привести взятых из жизни примеров, когда проявляется созидательная сила прессы — этого, по образному выражению К. Маркса, духовного зеркала, в котором народ видит самого себя и с помощью которого исповедуется перед самим собой...
Журналистика, как никакая другая профессия, дарит счастливую возможность постоянно встречаться с людьми. А значит — обогащать свою душу свежими впечатлениями, память — новыми мыслями. Потому что каждый человек — это огромный мир, познав который, сам становишься богаче и мудрее. Именно за это я бесконечно благодарен своей профессии — она познакомила, сдружила меня с деятелями культуры и искусства республики, побудила всерьез заняться исследованием современного художественного процесса Чечено-Ингушетии.
Думаю, что со мной согласится читатель: с равнодушным сердцем о человеке нельзя написать свежо и интересно. Героя надо полюбить, досконально изучить его жизнь, взаимоотношения с людьми и действительностью, проникнуться заботами и радостями, мечтами и стремлениями — только в этом случае к журналисту приходят нужные слова, он может запечатлеть характер человека во всей его неоднозначности и неповторимости...
Люди, ставшие героями книги, мне хорошо знакомы, я наблюдаю за их творческим развитием на протяжении долгого времени. И еще — все они очень симпатичны мне. В каждом из них обнаруживаешь тот нравственный стержень, который определяет гражданскую позицию художника в творчестве, и что не менее важно — меру ответственности за содержание, идейную направленность, воспитательное воздействие искусства. Героев книги роднит и многое другое — преданность делу, неустанный творческий поиск, стремление совершенствовать профессиональное мастерство, глубокое осознание роли искусства в жизни общества как средства возвышения духовных потребностей человека, активного влияния на идейно-политический и нравственный облик личности.
Многокрасочна, богата разнообразием индивидуальностей палитра художественной культуры Чечено-Ингушетии в созвездии социалистических культур народов нашей страны. Создаваемая людьми различных национальностей, она своими лучшими произведениями, отмеченными масштабностью мысли, идейно-художественной зрелостью, целиком подтверждает теоретический вывод июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о том, что братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур — важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма.
Широк круг проблемно-тематических направлений художественного творчества республики. Многообразны его жанрово-стилистические искания. В Чечено-Ингушетии работают три театра. Один из них — театр имени X. Нурадилова успешно выступил летом 1984 года в Москве на сцене прославленного МХАТа. Создатели спектаклей «Лениниана» и «Песни вайнахов» — М. Давлетмирзаев, М. Солцаев, Р. Хакишев, М.-Г. Хадзиев, А. Гайтукаев удостоены высоких званий лауреатов Государственных премий РСФСР имени К. С. Станиславского. Искусству артистов театра имени М. Ю. Лермонтова аплодировали зрители Саратова, Львова, Волгограда, Днепропетровска, Воронежа, других больших и малых городов страны. Чеченская, ингушская, русская труппы кукольного театра — желанные гости не только детворы нашей республики, добрую славу принесли им гастроли на Украине, в Центральных областях России, автономных республиках Северного Кавказа. В лице народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда М. Эсамбаева и ансамбля танца «Вайнах» хореографическое искусство чеченцев и ингушей получило мировую известность. Набирают творческую мощь композиторские силы республики. Заслуженный артист ЧИАССР М. Минцаев поет в Большом театре Союза ССР. Активный поиск новых средств художественной выразительности ведут мастера живописи и архитектуры. Народный артист РСФСР и ЧИАССР Т. Нугзаров и его группа «Джигиты Чечено-Ингушетии» представляли искусство советского цирка на аренах ГДР, Японии, США, Канады, Бразилии. Глубиной содержания, яркой зрелищностью отличаются программы лучших представителей эстрадного жанра. На всесоюзном экране демонстрируются документальные и художественные фильмы, снятые нашими земляками...
Эти и многие другие достижения — зримый результат торжества ленинской национальной политики КПСС, убедительное свидетельство ее подлинно интернационального характера. За короткий исторический срок Чечено-Ингушетия преодолела вековую отсталость, уверенно шагнула в социалистическое будущее, достигла высот экономического и социального прогресса, доказав, тем самым глубокую истинность ленинского предвидения о том, что «законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве» (т. 26, с. 40).