Помню, в 1945/46 годах у нас на Первомайской улице (да и в других, конечно, местах города) работали пленные немцы, они просили у нас хлеба, и мы, мальчишки, меняли у них хлеб на сделанные ими игрушки - деревянный акробат, который кувыркался на двух нитках, прикреплённых к двум палочкам. Помню, как мы катались на самодельных деревянных самокатах с подшипниками вместо колёс, гремевшими по асфальту. Тогда, ещё до школы, я и подружился с Игорем Еськовым, братом Лёши, памятного многим футболиста ростовского СКА.
А послевоенные трофейные кинофильмы! Кинотеатр Челюскинцев был забит ребятнёй, когда показывали многосерийные «Приключения Тарзана». В роли Тарзана снимался олимпийский чемпион довоенных лет по плаванию Джонни Вайсмюллер. С каким нетерпением мы ждали очередной серии (помнится, каждую серию «крутили» чуть ли не две недели). Любимой игрой мальчишек в то лето была, естественно, игра в Тарзана с лазанием по деревьям.
В наше время мы играли в подвижные игры - в лапту, в городки, в цикорика, в пятнашки. Телевидения не было, и мы целые дни (когда были дома, а не в пионерском лагере) проводили во дворах и на улице.
Летом 1954/55 годов я целые дни проводил уже с Валентином Лещенко. Тогда мы с ним слушали пластинки с записями Петра Лещенко и Вадима Козина. Как это было давно! И как же я удивился, когда узнал в конце 80-х годов, что Вадим Козин жив. Нашими соседями по лестничной площадке в доме на Трудовой улице были «старейшие» актёры нашего театра Лермонтова, заслуженные артисты РСФСР (мама иногда подшучивала в детстве надо мной - Ребята Славик Федосеев Слёзы Распустил) Майя Аркадьевна Слуцкая с мужем Николаем Павловичем Жирновым. Николай Павлович начинал работать на сцене театра в Магадане, где жил Козин, и был с ним хорошо знаком. Вспоминая детские годы в разговорах с Николаем Павловичем за шахматной партией, я упомянул Козина. «А ты знаешь, он жив» - удивил меня Н.П. Незадолго до войны, летом 1993 года, Николай Павлович и Майя Аркадьевна уехали в Москву, продав свою квартиру. Они жили у мамы М.А., уже пенсионеры. Николая Павловича изредка приглашали на роль, а последний раз, незадолго до кончины, он сыграл в эпизоде в фильме «Азазель» по одноимённому роману Бориса Акунина.
Какой вид открывался с нашего балкона на 4-м этаже этого дома. Балкон выходил на юг, взору открывалась великолепная панорама Кавказа. Часто панораму Кавказских гор скрывала какая-то невидимая мгла одного с небом цвета, и я любовался только горой Гойтен-Корт, на которой стояла вышка передающей телевизионной антенны. Отдыхая на балконе, я наблюдал, как заходили на посадку в Ханкале учебные самолёты. Сначала они были далеко за Гайрак-Кортом, двигаясь слева направо, и, огибая гору, летели «прямо» на меня с зажжёнными посадочными огнями (в сумерках ярко сиял большой прожектор под фюзеляжем и самолёт походил на НЛО).
…Кстати об НЛО.
Как-то в ясную лунную ночь я возвращался домой от отца. Отец жил в трёх минутах ходьбы от нас, в пятиэтажном доме позади длинного дома на улице Ленина, напротив кинотеатра «Юность» (в этом дворе мы вычерпывали воду из пожарных водоёмов во время войны). Идти мне надо было по двору на север (важное обстоятельство!), в сторону Пионерской улицы. Я поднял голову и посмотрел на яркую, круглую луну на небе. Стоп! Почему луна на севере?! Я обернулся - луна сзади, на положенном месте, на юге. Так я и смотрел на две луны до самого дома. Никто не повстречался мне, и не с кем было обсудить это явление. Думаю, это было необыкновенно яркое галО, хотя оно бывает вокруг или вблизи диска Луны (или Солнца). Или же это была оптическая «игра» преломления и отражения света от очень высоких, в ионосфере, облаков…
Затем самолёты поворачивали на Ханкалу, двигаясь уже справа налево, и постепенно снижались по кривой, называемой глиссадой (у каждого аэродрома своя глиссада).
В ясные же дни, когда воздух был прозрачен, открывалась панорама Кавказа со снежными вершинами. Прекрасно было видно, даже невооружённым глазом, вершины Диклос-Мта, Тебулос-Мта и, прямо вдоль стены дома, Казбек с его знаменитым ущельем в виде двойки. К сожалению, угол дома скрывал двуглавый Эльбрус (Шат-гору). А в бинокль казалось, что Кавказ прямо перед глазами, видно было все расщелины, скалы, снег на склонах - так близко, что вот-вот увидишь альпинистов.
Теперь, с лоджии моего дома в Волгограде, с 9-го этажа, видна другая панорама - вдали «мой» завод и, правее, «нитка» канала Волго-Дон и башни 2-го шлюза, а рядом из-за густых крон деревьев выглядывают крыши 2- и 3-хэтажных старых домов, возведённых в большом количестве для строителей канала, бывших заключённых. Помните слово «зэк», производное от «з/к» (Высоцкий использовал его в своих песнях, звучит оно и в старом «шлягере» о Колыме - «от качки стонали зэка, обнявшись, как родные братья»). Оно обозначало - «заключённый каналоармеец». И с моей лоджии я наблюдаю теперь за небольшими стайками цапель, пролетающих довольно низко с вытянутыми назад ногами - по утрам с канала на Волгу, по вечерам с Волги на ночлег на канал…