Но наши с Валерием «приключения» на этом не закончились в тот памятный вечер, перешедший уже в ночь. К вокзальной площади подкатил милицейский УАЗик, и один из наших сержантов, переговорив с водителем, сел в него, пригласив и нас. Мы поехали довольно далеко от вокзала, по Комсомольской улице и, миновав институт, по Первомайской к тому самому мосту, где мы сейчас находимся. Мы приехали к тюрьме.
Оказывается, надо было, несмотря на наступившую ночь (темнеет на юге рано, было около девяти часов) перевезти двоих заключённых в следственный изолятор на Дзержинской улице, в здание МВД, что поодаль от институтского общежития №1. Ворота открылись, и УАЗик заехал во внутренний двор тюрьмы. Вскоре конвойные вывели двоих заключённых и посадили их в машину, в ту часть, что отгорожена металлической сеткой, ближе к кабине водителя. А сразу за задней дверью, где обычно находится багажник, было два места для сопровождающих. Одно занял наш сержант, другое – Валерий. Меня же, за неимением свободного места «на воле», поместили за решётку вместе с заключёнными. Не помню сейчас, были ли они в наручниках или нет. Но всю дорогу, пока мы ехали от тюрьмы до МВД на улице Дзержинского, я чувствовал себя довольно неуютно и как бы затаил дыхание…
Вот так мне пришлось два десятка томительных минут побывать, что называется, в кутузке, на «нарах с корешами». После этого нас с Валерием поблагодарили за содействие органам и сказали, что мы свободны, до следующего раза. Оставшаяся часть нашей прогулки пройдёт пути, которым мы с Валерием, в компании зеков, возвращались на УАЗике по Первомайской улице мимо института, возле которого нам предстоит вскоре завершить эту прогулку и расстаться, но не навсегда.
8 сентября 2007
Мы с вами, услышав взыскующего (Марию Козлову), нашли искомое (улицу Старосунженскую), пройдя по знакомым с детства улицам «бароновки», и остановились у ещё одного моста через Сунжу. Этот мост несколько отличался от остальных мостов, по крайней мере, на мой взгляд. Таково моё впечатление от мостов через Сунжу. Судите сами, какими были мосты в «центральной» части Сунжи – «щебелиновский», «беликовский», «романовский», «трамвайный», «бароновский» - это были, какими они казались мне, в чём-то живописными, довольно узкими мостами. К этим мостам близко лепились здания прилегающих к ним улиц – Ленинградской, Субботников, Ленина, Асланбека Шерипова, Бутырина.
Мост же, к которому мы подошли, был, по сравнению с теми мостами, широким и неуютным. И подступающая к нему со стороны Первомайской улица Слободская была в этом месте широкой и тоже неуютной. За мостом, как мы видим, развилка дороги, и место это тоже широкое. Мост этот всё время казался мне пыльным, может быть, потому, что по нему проходили по большей части грузовые машины. Не любил я этот мост с детства.
Похожим на него по не уютности и непривычной ширине был мост недалеко от автовокзала, через который дорога вела в Заводской район, на улицу Хабаровскую. Эта улица тянулась до старой «пожарки» (Управления пожарной охраны) на Индустриальной улице, пересекая два переезда через железнодорожные пути – многоколейный «заводской» переезд и переезд через магистраль Грозный-Москва. Мне нередко приходилось ходить пешком по пыльной, шумной промышленной зоне города от здания СевКавНИИ (или от соседнего здания ГрозНИИ, где мне часто приходилось бывать) на улице братьев Дубининых до автовокзала. Путь не близкий (но и не очень далёкий), летом шумный и пыльный, а от поздней осени до ранней весны грязный и слякотный. С большой неохотой я ходил по этому маршруту, но ведь не было прямого транспорта, надо было идти к вокзалу и там ждать автобус, на что ушло бы гораздо больше времени.
Широким был и новый мост за консервным заводом, на улице Круговой, который выходил на магистральную улицу Жуковского, ведущую в микрорайон. Рядом с этим мостом очень долго можно было видеть старый, узкий мост, находившийся здесь спокон века. Узкий каменный мост с каменными перилами, сильно потрёпанный безжалостным временем, почти наполовину разрушенный, по которому уже никто не ходил, кроме отчаянных пацанов.
Получается, что мы с вами насчитали уже девять мостов в черте городского ареала проживания большинства моих спутников и читателей. Кто вспомнит ещё о каких-либо мостах (мосте) через нашу Сунжу?
Но нам пора вступить на этот неуютный мост и, двигаясь дальше по знакомым улицам, возвращаться к исходной точке нашей прогулки. Перейдя мост, мы попадаем на Слободскую улицу, и по ней, пройдя один квартал, дойдём до улицы Лермонтова. Если, стоя на углу улиц Слободской и Лермонтова, посмотреть налево, то на протяжении одного квартала до улицы Гикало мы можем видеть на левой стороне высокое здание тёмно красного кирпича профтехучилища, а напротив него, на правой стороне улицы, длинный каменный забор, ограждающий территорию 3-ей городской больницы. Прямо в углу больничного двора, на перекрёстке улиц Лермонтова и Гикало, находился 3-й корпус больницы.
Здесь, в этом корпусе, были кардиологическое и терапевтическое отделения. В нём часто лежала моя мама, болея диабетом и стенокардией, здесь же когда-то лечился мой одноклассник Вадик Данилов (НИ-56-1), «заработавший» себе болезнь желудка, три года проработав, по распределению, на Сахалине. Территория этой больницы мне знакома до мелочей – я навещал здесь Вадима, и всякий раз маму, да и сам приходил сюда на уколы до поездки в Трускавец зимой 1978-79 годов.