Из художников, побывавших в нашем крае, следует назвать имена баталиста и пейзажиста Л. Лагорио и баварского немца Ф. Горшельта. Не будучи военным, он приехал на Кавказ в конце 50-х годов, когда война здесь уже завершилась. Пользуясь покровительством наместника А. Барятинского, художник мог свободно посещать интересующие его места. В его картинах, рисунках отражены не только эпизоды Кавказской войны, но и бытовые сценки из жизни горцев, русских, населявших край. Он так полюбил природу Чечни и Дагестана, так глубоко проник в психологию живущих тут людей, что его произведения, с полным правом причисленные к русскому, а не к немецкому изобразительному искусству, не потеряли доныне Познавательного значения.
Много интересного узнаем мы о нашем крае из листов, рисованных художником-самоучкой П. Челищевым, а один из лучших портретов М. Ю. Лермонтова времен пребывания его в крепости Грозной создан сослуживцем поэта по Чеченскому отряду генерала А. В. Галафеева офицером генерального штаба Д. П. Паленом.

И. К. Айвазовский Алхан-Юрт
Иван Константинович Айвазовский, прозванный певцом моря, посетил крепость Грозную в 1869 году, в расцвете своего дарования, признанный за рубежом великим мастером, академиком живописи. Это была не первая встреча его с Кавказом. Еще в 1837 году, закончив Петербургскую Академию художеств с большой золотой медалью, он получает право на бесплатную шестилетнюю поездку за границу для знакомства с творениями прославленных живописцев прошлых веков, но не спешит это делать, а едет на два года в Крым, в родной город Феодосию для самостоятельной работы. Весной 1838 года под командой генерала Н. Раевского, друга А. С. Пушкина, покровителя декабристов, названного брата нашего земляка героя Отечественной войны 1812 года А. Чеченского, начинаются десантные операции на Кавказском побережье Черного моря. Художник решает принять в них участие. На боевых кораблях русского флота он встречается с адмиралами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым. Тогда же познакомился с декабристами А. И. Одоевским, Н. И. Лорером, вероятно и с В. Н. Лихаревым, направленным на правый фланг Кавказской линии из крепости Грозной. Но побывать в тот период в нашем крае ему не удалось и лишь тридцать лет спустя, совершая большую поездку по Кавказу, он посещает наш город, горы Чечни и Дагестана.
Уже в первое знакомство с Кавказом, с его свободолюбивыми народами он, как и представители передовой русской культуры, проникся сочувствием к их национально-освободительной борьбе с реакционным режимом царизма, глубоко сожалея о том, что простые люди, честные труженики русской, чеченской и других национальностей, жившие на Кавказе, были ввергнуты самодержавием и горской феодальной знатью в братоубийственную войну.
Ко времени приезда художника в наш край война уже закончилась, как писали в то время в официальных бумагах, «замирением». Но на каждом шагу еще встречались следы былых сражений, порой очень жестоких, но не принесших простым людям ни славы, ни добра, а одно лишь горе и страдания. И художник посещает наиболее памятные места, связанные с событиями Кавказской войны: Ахульго, Гимры, делает зарисовки» а затем пишет картины. Это не просто пейзажи, в каждую из них художник ненавязчиво вводит детали, свидетельствующие о происходивших в этих местах трагических событиях.

Ф. А. Рубо. Картина Пленение Шамиля
Одна из таких картин, изображающая окрестности крепости Грозной, хранится в фондах Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Она изображает селение Алхан-Юрт на фоне величественных горных вершин. Если оценивать это полотно, придерживаясь традиционного взгляда на Айвазовского как на мариниста-романтика, то можно сказать, что художника в этом пейзаже заинтересовало сходство родного хребта с гигантской волной, готовой, как девятый вал на море, захлестнуть людей и их крохотное селение; что он в нем воспевает величие природы по сравнению с человеком. Но обращает внимание то, что центром композиции является сторожевая вышка, оставшаяся от недавнего недоброго времени и стоящая, судя по всему, на важной дороге в Чеченской долине, где еще пятнадцать лет назад не раз вспыхивали жаркие схватки царских войск с свободолюбивыми горцами, для которых неприступные горные хребты были крепостью и в которой они часто скрывались от преследования. На картине сторожевая вышка изображена действующей, а это значило, что борьба горцев против национального гнета не закончена, продолжается.
«И вечный бой!»
Пожалуй, нелегко найти человека, который бы не знал сам или не слышал от других этих слов: «И вечный бой! Покой нам только снится.,.». Принадлежат они Александру Блоку. Однако далеко не всем грозненцам ведомо, что стихотворение это только что родившееся, никому еще не известное, поэт послал в наш город.