Так еще молодой в то время артист нашел свое творческое лицо, а на свет родился новый жанр сценического искусства — театр одного актера. «И, кажется, умирая, я буду помнить Грозный — место, где началась наша сознательная жизнь в искусстве», — заключает свой рассказ о плодотворном и счастливом пребывании в нашем городе известный советский актер.
Музы не молчали...
Бывший заведующий отделом литературы и искусства газеты «Грозненский рабочий» М. Грин в своей книге «Публицист на эстраде», изданной в Москве в 1981 году, рассказывает, как в суровое для нашего города время, когда на подступах к нему разгорелись горячие бои, в Грозном был создан театр народной героики и политической сатиры. В то время молодые режиссеры .К. Борщевский, В. Ванштейн и А. Галич, который перебрался из Москвы в наш город и устроился завлитом в театр им. М. Ю. Лермонтова, организовавшие его, обратились к журналисту М. Грину и преподавателю пединститута Б. Виноградову с просьбой помочь создать репертуар для нового театра. Й. М. Грин и Б. Виноградов, вместе с литератором А. Галичем, создали несколько пьес. «Сегодня в это трудно поверить, — пишет М. Грин, — но ровно через десять дней после моего разговора с молодыми режиссерами город был заклеен трехцветными афишами: «Театр народной героики и политической сатиры. Премьера! «Три полководца» — одноактная пьеса. «Цари в обозе» — комедия с погоней и выстрелами. «Злата Прага» — одноактная пьеса. Песни л танцы, конферанс. Начало ровно в 6 часов вечера, окончание — к комендантскому часу. Билеты продаются».
Три первые вещи написал М. Грин, сценку «Злата Прага» сочинил Б. Виноградов, песни — А. Галич.
Центром программы стала одноактная пьеса «Три полководца», продолжает рассказ М, Грин, место действия — штаб народного ополчения, время действия — глубокая ночь, когда даже к дежурному могут прийти сновидения. И они приходят в образе трех русских полководцев — Александра Невского, Александра Суворова и Василия Чапаева. Полководцы, прослышав про народную беду — нашествие врага, приходят записываться в грозненское народное ополчение. Разговор популярных полководцев был смонтирован из фонограмм трех известных кинофильмов — «Суворов», «Александр Невский» и «Чапаев».
Идею спектакля — призыв к защите Отечества, лучше всего выразили слова Чапаева, обращенные в зрительный зал: «...Бойцы! Поднимайтесь все как один! Вы меня знаете! Вы мне верите! Я — Чапаев! Я сам впереди пойду! Наше дело правое, победа будет за, нами! За Родину! Вперед!»,
«Успех пьесы был ошеломляющим, — заключает рассказ М. Грин. — Из переполненного зала Грозненского театра имени М. Ю. Лермонтова неслось: «Не видать Гитлеру грозненской нефти! От меча, и погибнет!..»
В одной из пьес о гвардейцах, написанной М. Грином, нужен был актер, который смог бы один сыграть две роли — гвардейца 1812 года и советского бойца. Такого актера в маленькой труппе не оказалось, рассказывает в своей книге М. Грин. И вдруг кто-то сказал, что в батальоне аэродромного обслуживания есть парень, отлично читающий стихи и мечтающий стать актером.
Разыскали этого парня. Он убедительно сыграл обе роли. А когда началось наступление, ушел с фронтовым театром вперед, на запад. Это был ныне лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Сергей Бондарчук. Большой путь в искусстве этого мастера начался в Грозном, в маленьком фронтовом театре.
На огненной черте
...Мускулы могучего обнаженного торса человека, выворачивающего раскаленную в огне стальную махину, напряжены до предела. Кажется, что ты видишь, как дрожит каждая жилка в богатырском теле: с таким упорством человек наступает на хаос, разруху, чтобы снова восторжествовала гармония, красота, порядок.
Всякий раз, когда я вижу этот величественный монумент скульптора Р. Мамилова, увековечивший подвиг пожарных в годы Великой Отечественной войны, память возвращает меня в то грозное для всей страны и для нашего города время.
...Осень 1942 года. Ночи стоят прохладные и туманные. Но, несмотря на нелетную погоду, над Грозным почти каждую ночь то поодиночке, то группами появляются фашистские самолеты. Потом в разных местах начинают оглушительно рваться сброшенные бомбы. Этими налетами противник старался не только поразить военные объекты, но и запугать защитников города, сломить их морально, чтобы без особых помех захватить его нефтяные богатства.
Но давно прошли все сроки, намеченные Гитлером для взятия Грозного, а немцы намертво увязли на подступах к столице Чечено-Ингушетии.
Десятого октября во второй половине дня в небо над Заводским районом со страшным ревом врывается армада фашистских стервятников. Нацелившись, они бросались в пике, и сотни фугасных и зажигательных бомб падали на заводы, нефтеналивные парки. Вспыхнуло более двухсот пожаров. Тучи дыма черным покрывалом заволокли небо. Его шлейф протянулся до Гудермеса и оседал там гарью и копотью. Огонь перекидывался на соседние с заводом жилые кварталы.
Рабочие, горожане, солдаты вступили в схватку со всепожирающим пламенем. Особенно мужественно с ним сражались пожарные. Они не щадили жизни, спасая народное добро. Водитель автонасоса Г. Т. Рудь и во время сильной бомбежки продолжал подавать воду для тушения пожаров. Бомба угодила прямо в его машину. Отважный пожарный был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Такой же награды и также посмертно был удостоен И. С. Олейников, не пощадивший своей жизни в борьбе с огнем, охватившим второй нефтеналивной парк.