Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Как же встретили весть о кончине Льва Николаевича в Грозном? Вот что писала местная газета «Терское эхо»: «Известие о смерти Толстого получилось у нас 7-го ноября (по старому стилю — авт.), часов около 10 утра. И ровно никакого впечатления в городе не произвело... Тяжело и обидно...»

Это событие не могло вызвать искренней скорби у «отцов города», как насмешливо называли горожане гласных грозненской городской думы. Только через полторы недели, перед началом очередного заседания, они наскоро зачитали текст телеграммы с соболезнованием, которая от имени граждан Грозного была послана в Ясную Поляну,

По-иному отнеслись к печальному известию простые люди и прогрессивно настроенные слои интеллигенции. Имя Л. Н. Толстого после того, как в 1854 году он покинул наши места, пользовалось у них особым уважением. В 1910 году еще живы были некоторые из тех, кто встречался с писателем. Внук старого казака Епишки, выведенного в повести «Казаки» под именем Ерошки, Д. М. Сехин, за два года до кончины Л. Н. Толстого побывал у него в Ясной Поляне. Всего за несколько лет до смерти писателя  умер и кунак его — чеченец Садо Мисербиев.

Страницы «Терского эха», наиболее прогрессивной из местных газет, заполнили рассказы старожилов о пребывании Льва Николаевича в крепости Грозной, в окрестных станицах и аулах. Их авторы требовали увековечить память великого художника.

И городская дума под давлением общественности вынуждена была создать для этой цели специальную комиссию. Собралась она, правда, только через четыре месяца и приняла решение: присвоить имя Л. Н. Толстого строящемуся реальному училищу. Однако и это решение осталось на бумаге. И царское правительство, ненавидевшее великого писателя за резкую критику «порядков», установленных в российской империи, и попы, отлучившие от церкви и предавшие анафеме Льва Николаевича, всеми способами старались умалить значение и славу художника в мировой культуре, Лишь жителям станицы Старогладковской удалось добиться разрешения присвоить его имя старой школе. И она первая в царской России стала носить имя Л. Н. Толстого с 1914 года...

С тех пор прошло много лет. В станице, напротив той школы, появился до боли знакомый старец, с окладистой бородой, нависшими на глаза бровями. Он вернулся туда, где в молодости чувствовал себя счастливым, воссозданный резцом скульптора, много лет плодотворно работавшего в Грозном лауреата Государственной премии В. Астапова. Нынче вокруг памятника московскими мастерами восстановлен комплекс старой станицы, а в бывшей школе создан музей писателя, экспонаты которого рассказывают о кавказском периоде жизни и творчества Льва Николаевича.

И в других местах нашего горного края свято чтят память о великом писателе. Бывший аул Старый Юрт переименован в Толстой-Юрт. В Грозном его имя носит университет, одна из улиц города и сквер. Во всех местах, связанных с пребыванием Толстого, установлены мемориальные доски.

Их оружие — кисть

Не только поэты, писатели, но и некоторые из профессиональных и самодеятельных художников первой половины XIX века побывали в крепости Грозной.

В конце 30-х — начале 40-х годов интересные акварели с видами крепости Грозной создает А. П. Дьяконов. Его рисунки, изображающие главный вход в крепость, мост через Сунжу, военное поселение, дают наглядное представление о том, как выглядел наш город в начале своего существования.

А. П. Дьяконов, как большинство других известных и безвестных рисовальщиков того времени, по всей вероятности, был офицером. В те годы умение рисовать было модно среди представителей высшего общества. При академии художеств существовали даже специальные классы, где каждый желающий за определенную плату мог получить уроки по изобразительному искусству. Среди посетителей этих классов можно было увидеть немало гвардейских офицеров.

Ф. Львов Вид на Ханкальское ущелье из крепости Грозной

Ф. Львов Вид на Ханкальское ущелье из крепости Грозной

Однако военная служба для тех офицеров-художников, которые попадали на Кавказ, в особенности в наш, в то время неспокойный край, была серьезной помехой их творчеству. Они вынуждены были изображать только те пейзажи и события, которые могли увидеть в местах дислокации своих частей. Их оружием были кисть и краски. Средствами искусства они сражались против братоубийственной, не нужной ни русскому, ни кавказским, ни другим, живущим тут народам, войны, охотно писали чудесную природу, своеобразный, чрезвычайно колоритный быт кавказцев.

Так, офицер-художник Ф. Ф. Львов прослужил на Кавказе, в том числе в Крепости Грозной и Воздвиженской, с 1844 по 1847 год. Сделал множество зарисовок. Написал массу этюдов примечательных мест нашего края. За них его в 1847 году Совет Академии художеств удостоил звания «почетного вольного общника». Выйдя в отставку, Львов по привезенным с Кавказ наброскам и этюдам написал немало полотен. Два из них — «Ханкальское ущелье» и «Движение обоза из крепости Воздвиженской в Грозную являются достоянием Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru