Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.

Мунаев И. Б.

Существует большое количество поэтических формул, определяющих поздний вечер. Они обычно бывают связаны с действиями героя или с эпизодом, повествующим о конфликте сына Вдовы с бяччей (военным предводителем) или другими богатыми односельчанами. Поэтическая формула позднего вечера может употребляться в самом начале песни в роли зачина или в середине текста.

Глубокая ночь:

"Ночь на две части, когда разделилась, после,
Сладким сном когда люди наслаждаются, в это время".

Герой илли действует в то время, кода все люди сладко спят. При формировании этого мотива использован прием контрастного изображения, характерный для эпоса.

Раннее утро:

"Утренние звезды когда убывают, в то время,
Звездный свет когда ослабевает, в то время,
После этого, перед появлением золотого солнца,
Перед солнцем появляющиеся эти золотые лучи
Когда становятся красивыми, в то время".

Рано утром до восхода солнца герой илли готовится и отправляется в поход. Естественно, что и в реальной жизни раннему утру придавалось огромное значение. В этот период суток природа оживала, начиналась трудовая жизнь. Рассвет имел и культовое значение. С первыми лучами солнца начинались многие обряды жертвоприношения. Традиционно культ солнца у чеченцев был очень развит. По народным представлениям, утром солнце возвращалось из потустороннего мира, в котором оно светит ночью, обернувшись затылком.

К восходящему солнцу до принятия ислама чеченцы обращались с просьбами о благополучии и удаче в охоте, работе.

Использование формульных определений времени в героико-исторических илли является одним из существенных признаков песенного повествования и свидетельствует о поздней эпичности стиля повествования.

В илли сравнительно большое место занимает прямая речь героев. Это связанно с тем, что характеристика всех персонажей осуществляется в основном через их прямую речь и действия. Описание действий обычно занимает небольшое место.

Предметом особого внимания сказителей илли являются внутренние размышления и переживания положительных героев. Речь героя, его обращение к своему сердцу, любимой девушке, матери, другу, коню подчеркивают положительные черты характера песенного героя, его эпичность. Слова героя, его пожелания часто содержат в себе и основную идею илли.

Важным признаком поздней эпичности героико-исторических илли является то, что прямая речь героев приобрела формульный стереотипный характер. Наблюдается приуроченность появления в повествовании отдельных песенных персонажей и их типизированной прямой речи к определенным этапам развития сюжета. Так, мать героя обращается к своему сыну - герою "Илли о Бейбулате Таймиеве". О нем в своем "Путешествии в Арзрум" писал великий русский поэт А.С.Пушкин: "Славный Бейбулат - гроза Кавказа был мне порукою в безопасном путешествии по всему Кавказу". В своем традиционном напутствии в самом начале песни перед отправлением в поход мать требует от песенного героя:

"Послушай, мой маленький Бейбулат,
Несколько слов есть у меня, чтобы тебе сказать,
В эти девять месяцев в году в своей утробе выносив,
Двенадцать месяцев года тебя в люльке качая,
Ночью, когда засыпала, тебя в люльке покачивая,
Мною тебе преподнесенную эту благодатную белую пищу
Подобно крови свиньи проклинаю для тебя,
Если от сабли свое тело ты отворотишь,
Если от ружей свое плечо ты отворотишь...,
В такой день как сегодня, чтобы ты сразился, родила я тебя,
Чтобы в том месте, где сразишься, ты погиб, родила я тебя".

Мать героя делает напутствие только в том случае, если перед ним стоят крайне тяжелые и опасные испытания. Герой илли не может уступить врагу. В борьбе за правое дело ее сын не раздумывая должен принести в жертву и свою жизнь - вот лейтмотив пожелания матери. Она не имеет никого в этом мире, кроме единственного сына, которого она с большим трудом вырастила. Но даже его жизнью она готова пожертвовать ради торжества справедливости и чести. Мать героя обосновывает свое право выдвигать перед сыном ряд требований, выполнение которых является обязательным для последнего. Подобная мотивация действий героя также является жанровой особенностью позднего эпоса.

Устойчивый формульный характер приобрело в героико-исторических илли обращение героя к своему коню:

"Днем и ночью без сна и покоя,
Для этого дня растил я тебя, маленький гнедой конь,
Теперь ты можешь побегать ради меня,
Ты теперь соревнуйся в беге с соколом,
Ты теперь соревнуйся в прыжках со львом".

Герой обращается к коню с речью после выезда из села, когда ему необходимо срочно прибыть на место, где развернется сражение с врагом. Он взывает к своему душою чистому коню как к разумному и думающему существу, имеющему способность понимать речь, но не имеющему языка, чтобы ответить. Возведение боевого коня в ранг самого дорогого и надежного друга, понимающего мысли и чувства героя - жанровая примета позднего героико-исторического эпоса илли. В этом песенном мотиве проявляется преемственное развитие известного эпического мотива единства героя со своим конем в жанре илли. Сам мотив разлуки героя со своим конем является сюжетообразующим. Герой илли готов пожертвовать своей жизнью ради спасения своего коня. Вместе со своим конем, которого герой любит и лелеет, они представляют единое целое. Они настолько привязаны друг к другу, что могут умереть от тоски, если их разлучат.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru