Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.

Мунаев И. Б.

Весьма показательно, что сохранилось мало преданий о военных подвигах Дуды Исмаилова, но до сих пор пользуются популярностью рассказы о тех случаях, когда Дуда демонстрировал высокие образцы чеченского этикета.

Смысловое содержание понятия "къонах-к1ант" со временем заметно менялось, что можно проследить на примере чеченских героико-исторических илли. Так, в наиболее древней из дошедших до нас "Илли о сыне Жоьра-бабы и вероломном Манце". Вдовий Сын отстаивает свое право на невесту и достоинство, требует справедливого отношения к себе. Главные достоинства, особо ценимые в "къона-хе-к1анте" того времени - стойкость в борьбе с несправедливостью, обладание мужеством и храбростью и для того, чтобы добиваться реализации своих прав и справедливого отношения к себе, а также быть безукоризненно верным слову и товарищам.

В «Илли о Шихмирзе, сыне Зайты» мы видим героя уже другого типа. Шихмирза, прибыв на свадьбу дочери Тарковского шовхала, участвует в состязании, угрожающем его жизни. По обычаю шовхал трижды предлагает гостям выпить из особой чащи, из которой может выпить только тот, кто владеет наиболее резвым конем, наиболее метким оружием и преданной женой. Среди гостей шовхала никто не решается принять бокал испытаний. Только Шихмирза три раза выпивает из чаши, со словами: "Хоть я и не имею достоинств более ваших, все же выпью за вольность и свободу". Подвергая себя риску, он создает благоприятные условия для пиршества гостей и спасает их от ответственности. Ибо проигрыш в любом виде испытаний неминуемо ведет к смерти героя. Он побеждает в скачках и в стрельбе, а посланные в его отсутствие к нему домой слуги шовхала (правителя) убеждаются в верности жены Шихмирзы.

Соответственно, к образу положительного героя "к1анта" помимо качеств воина (лучший конь, умение обращаться с оружием) теперь добавляется и умение проявлять воспитанность и этикет среди представителей других народов, и умение завоевывать любовь и преданность своих близких. Недаром чеченская пословица говорит: "Половину мужчины делает его жена".

В еще более поздних илли образ главного героя опять претерпевает определенную эволюцию. Предводитель Сурхо сын Ады вступает в борьбу за интересы и достоинство своего народа против иноземного князя. Особенны морально-нравственные качества этого "к1анта": отсутствие личного стремления возглавить общество. Только после настоятельной просьбы людей он выходит вперед, чувствуя высокую ответственность такого шага; желание матери для него закон; готовность пожертвовать собой ради достижения справедливости, отводя незаконные притязания к своему народу со стороны князя; его отличает скромность в оценке самого себя. Он терпелив, сдержан (обладает высшим "собаром"), но при необходимости проявляет храбрость и отвагу, не начинает первым бой.

Критерии моральной оценки того или иного человека, которые просматриваются в фольклорных произведениях, свидетельствуют о том, что для чеченского народа наиболее важным в жизни было нравственное, духовное, нежели материальное.

В одном из узамов поется о том, что "конь хозяина дома, не утоляя голод, ржет, не видя рядом с собой коней гостей". "Гончие не притрагиваются к еде и воют, не видя рядом с собой гончих гостей". Сам хозяин до глубокой ночи всматривается в окраину села, не начиная ужина в ожидании гостя.

Еще более удивителен дракон из одной сказки, который лежал вокруг единственного родника края и не давал людям брать воду, пока не принесут ему в жертву девушку или юношу. Но одному молодому человеку он три раза разрешает взять воду и после этого говорит: "Я три раза дал тебе взять воду, потому что ты гость из далекого края, не приходи больше..."

Как мы видим, коня, псов и даже дракона народ наделил нравственно-этическими качествами. А какими высокими они должны были быть у людей, если даже домашние животные и чудовища характеризуются ими!

В чеченском фольклоре человек рассматривается как личность, на которую возложена ответственность за прошлое (деяния семи отцов отражаются на нем), он обязан сохранить "багаж" положительных дел предков и приумножить его; ответственность за настоящее (за семью, аул, народ, родину); ответственность за будущее. Необходимо помнить, что твои деяния (хорошие или плохие) будут сказываться на последующих семи поколениях.

Такая трехмерная соотнесенность человека со Временем усложняла жизнь человека, но она же и помогала ему крепко стоять на земле, не ощущая одиночества, незащищенности. Помогала прожить свою жизнь достойно и нравственно.

Главная идея фольклора чеченцев выражается через глубокое понимание величайшей ценности жизни человека как высшего творения Всевышнего, Его наместника на земле. В одной из народных песен смерть человека сравнивается с крушением Света:

"Когда мне говорили, что мир разрушится,
Мне казалось, что небеса упадут на землю...
Оказывается, крушением Света была
Смерть близкого человека".

Наиболее важная духовная ценность для чеченцев, судя по фольклору, - это свобода личности, которая предполагает сознательное включение каждого члена общества в особую систему духовно-нравственных норм запретов и поощрений, неукоснительного выполнения их требований. Об этом говорят и первые слова, которые произносят чеченцы при встрече: "Марша вог1ийла!" ("Будь свободным твой приход"), "Делан Маршалла хуьлда" ("Пусть свободу тебе даст Бог").

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru