Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.

Мунаев И. Б.

Другой особенностью менталитета, которая прослеживается в устном народном творчестве чеченцев, - это высокая оценка таких нравственных ценностей, как "собар" (терпение, терпимость, толерантность), и "бартбар" (миротворчество).

Проявление в критических ситуациях сдержанности, терпения, толерантности считалось равноценным совершению героического подвига или даже выше его.

Из многообразного, многожанрового фольклора ярко высвечиваются великие идеалы, которые почитались больше всего чеченцами.

Превыше всего для наших предков была нравственная гармония между собой и окружающим миром, жизнь сообразно своим представлениям о высокой нравственности. Чтобы люди говорили только хорошее о тебе, приумножая славу и капитал добра, благородства, нажитого до него его уважаемыми предками, предыдущими 7 поколениями, ощущая себя ответственным и перед ними и перед семью поколениями будущих потомков.

В этом и заключалась национальная идея чеченцев: прожить свой отрезок жизни на этой земле, соответствуя системе нравственных ценностей, оставляя после себя приметы благородной жизни. Все совершенные тобою богоугодные и добрые дела люди выскажут в день твоих похорон, и поэтому важно прожить свою жизнь достойно, важно со спокойной совестью уйти из жизни.

И вся достойно прожитая жизнь в глазах людей может потерять свою ценность, если уход из жизни был недостойным. Об этом хорошо знает и терский казак, герой одной песни-илли, который, обращаясь к чеченцу Ахмаду Автуринскому говорит:

«Если удачливее окажусь я,
И ты погибнешь от руки моей,
То скажут: "Позволил какому-то казаку убить себя",
И слава, заработанная тобою долгими годами,
В миг исчезнет».

Ахмад Автуринский нашел в себе силы выслушать соперника ("Собар") и, хотя он с ним находился в состоянии благородного соревнования ("яхь") и противостояния, признал убедительными его доводы в пользу примирения.

Человека, который полностью соответствовал нравственно-этическим представлениям народа о героическом, называли "къонах-к1ант" - молодец.

"Къонах-кlант" (синонимы) - это идеал, образ идеального мужа, мужчины, созданный народом. Для каждого чеченца это высшая цель, к которой идут всю жизнь. Звание "къонах-к1ант" было для чеченца наивысшей наградой. Это имя не провозглашалось толпой людей на какой-нибудь площади, и не вручалось так, как сегодня вручаются медали или другие награды. Это имя как бы само возникало у человека в соответствии с его поступками и этикой, также как бы само собой это имя уходило от человека, совершившего недостойный поступок.

Обретший в народе звание "къонаха-к1анта" человек не получал от этого никаких преимуществ, льгот или выгод. Правда, слава "къонаха-к1анта" распространялась в народе, о нем слагали героические илли, рассказы о его поступках передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Но при жизни "къонаха-к1анта" незримо возрастали его обязанности, его ответственность перед обществом.

Когда Успанова Сайдуллу, одного из наибов имама Шамиля, спросили, что самое трудное в жизни, он ответил: «Труднее всего быть "къонахом"». На вопрос, а есть ли что-нибудь в жизни труднее этого, тот же Сайдулла добавил: «Еще труднее оставаться "къонахом" всю жизнь».

Известный всему Кавказу общественный деятель начала XIX века Бейбулат Таймиев так говорил о том, как пришла к нему слава "к1анта":

"Прежде всего я заслужил уважение собственной жены, потом уважение семьи. Видя то уважение, которым я пользовался у семьи - меня стали уважать соседи. Вслед за соседями уважение ко мне проявило мое село, а уважение села принесло мне уважение страны". Слова Бейбулата кажутся простыми, а путь "к1анта" легким - только на первый взгляд. На самом деле Бейбулат своими словами пытался подчеркнуть, что никогда, даже самыми громкими подвигами, не завоюет славу "къонаха-к1анта" тот, кто не умеет достойно вести себя в собственной семье или живет с соседями как кошка с собакой.

Не меньше военных подвигов ценились в "къонахе-к1анте" умение соблюдать этикет, дать полезный совет, прийти на помощь слабому, оказать помощь (словом и делом) нуждающемуся, вовремя сказать мудрое слово. Достойный поступок или мудрое слово "къонаха-к1анта" становилось примером для подражания. О том, какие качества ценились в "къонахе-к1анте", можно судить по сохранившемуся рассказу об известной исторической личности - Дуде Исмаилове. Однажды, когда пришла его очередь пасти сельское стадо (как видим, громкая слава всадника не освобождала от обязательств перед обществом), Дуда увидел, как из села вышла рыдающая женщина. Заговорив с ней, Дуда спросил о причине, так ее расстроившей. Женщина ответила: "Недавно я вышла замуж и вот впервые пришла погостить в дом своего отца. Сейчас я возвращаюсь к мужу, однако, мои родственники не сделали никакого подарка. Как покажусь я перед родственниками мужа?"

Дуда Исмаилов, заверив женщину, что стадо принадлежит лично ему, выбрал для нее в качестве подарка лучшую корову. Позже, сообщив истинным владельцам, что их корова пропала по его вине, Дуда внес за нее установленную плату...

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru