Чеченская народная поэзия XIX-XX вв.

Мунаев И. Б.

Помимо эстетической и воспитательной функций фольклор выполнял и роль психологической поддержки людей в трудных ситуациях. Когда человека постигало большое горе, ему напоминали о пастухе, который со своими овцами и собаками остался в пещере, на которую обрушилась гора. Он не отчаялся, взяв в руки свой "адхок-пондар" (горская скрипка), с которым не расставался никогда, и исполнял свою мелодию. Услышали люди мелодию и раскопали его, работая день и ночь не покладая рук.

Когда человеку необходимо было большое терпение и сдержанность, ему напоминали, как проявились эти качества у праведника и нравственного учителя народа Гази-Хаджи из Зандака в тот день, когда убили его единственного сына.

Данный фольклорный том в основном представлен героико-историческими песнями-илли. Этот жанр чеченского фольклора сформировался в ХVI-ХVII веках и в последующем стал ведущей жанровой эстетической системой. Илли были консолидирующим фактором в жизни чеченского общества в борьбе со своими и иноземными феодалами и угнетателями. Герои илли действуют против кабардинских, кумыкских и грузинских князей и царских генералов. В этом позднем в стадиальном отношении песенном эпическом жанре деяния героев всегда имеют общественно значимый характер. Герои илли отражают нападения врагов на село, отстаивают интересы бедных и обездоленных односельчан перед князьями и владетелями, заботятся о сельских вдовах и сиротах, возвращают угнанную врагом добычу, отбивают полонённых сестер и невест.

Герой илли, прежде всего воин. Он предстает смелым, ловким, отважным, сдержанным, наблюдательным и самое главное - обязательно соблюдающим весь народный рыцарский этикет и народный кодекс морально-этических и эстетических норм поведения, которые позволяют определить его как "яхь йолу к1ант" (честь имеющего молодца) или "дика к1ант" (доброго молодца).

Вместе с тем герой илли не является эпическим богатырем. Он лишен сверхчеловеческих возможностей и изображается как реально существовавший человек, способный принимать осознанные решения, жертвовать собой ради друга или села. При этом в роли друга чаще всего выступает представитель одного из соседних народов.

Семантика постоянных эпитетов героев илли ("славный", "добрый", "честь имеющий", "молодой", "вежливый", "смелый", "отважный") указывает на то, что в жанре героико-исторических илли основное внимание сосредоточено на личных моральных качествах героев. Наличие этих качеств говорит о выдающихся способностях героя илли.

Герой илли не является могучим, огромным, имеющим большую богатырскую силу и неуязвимость как древние чеченские эпические герои нарт-орстхойцы. Поэтому закономерно отсутствие гиперболы при описании физических данных героя илли. Это отсутствие компенсируется предельной гиперболизацией его реальных человеческих свойств и возможностей.

Песенный герой добивается победы исключительно благодаря своему мужеству, стойкости, отваге и смелости. В этом его коренное отличие от богатырей древнего эпоса, которые побеждают благодаря своей громадной силе, чудесной неуязвимости и нередко хитрости или прозорливости чудесного помощника.

Эстетическим законом жанра героико-исторических илли, являющихся "поздним эпосом", выступает тенденция изображения противников героя через их поступки, которые всегда аморальны с точки зрения общественного сознания (насильственный увоз девушки, требование чрезмерной "неположенной" дани, попытка продать в рабство обездоленного героя и др.).

Следует отметить наличие в позднем эпическом жанре илли большого количества остросоциальных мотивов с антифеодальной направленностью, которые сочетаются с развитым комплексом народных представлений о героическом. Эти представления нашли свое выражение не только в описаниях размышлений, переживаний, действий и поступков героев, но и в становлении собственно песенной стереотипии и формульной системы позднеэпических мотивов.

Использование разнообразных по своей значимости, объему и художественным функциям мотивов - один из важных жанровых признаков позднего эпического повествования.

Так, в жанре илли существует устойчивая тенденция приурочивания начала песенных событий к одному из следующих периодов суток: "поздний вечер", "глубокая ночь", "раннее утро". Эти периоды суток определяются временными поэтическими формулами, обязательное наличие которых - один из стилевых признаков жанра илли. Приуроченность песенных событий к какому-либо определенному периоду суток и времени года создает у слушателей представления о достоверности этих событий.

Приведем примеры для иллюстрации. Поздний вечер:

"Вечерним вечером с заходящим солнцем,
Лучи золотые, имеющие желтое солнце - до его захода".

Песенные события чаще всего начинаются вечером. Видимо, это связано с тем, что чеченцы традиционно именно вечером собирались на сходки (пхьоьг1ана) после трудового дня, чтобы отдохнуть и обсудить новости и общественные дела, планы совместных действий. В это время традиционно происходили встречи молодых людей у родника или ручья, куда девушки приходили за водой до заката солнца или рано утром до выхода скота в поле.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru