Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Между тем население молодого города быстро росло. Предоставленная ему льгота в течение первых пяти лет всем вновь приписанным к нему гражданам выделять бесплатно под застройку 400 квадратных саженей земли, привлекала в него массу переселенцев, за счет которых и рос Грозный. «Это были чаще всего бедняки, разоренные неурожаями, — читаем в одной из корреспонденции «Терских ведомостей», — не от хорошей жизни бросили они насиженные места и поехали искать средства пропитания в городе». И в первые годы после переименования крепости в город население Грозного возросло более чем в два раза, а по сравнению с 1860 годом — в десять раз.

Земли в городе не хватало, и к концу льготного периода, в 1875 году, городские власти отказывали в земельных участках даже приписанным к городу старым кавказским солдатам, отдавшим службе в армии по 25—30 лет. А переселенцы все продолжали прибывать. «...Никто не может остановить этого потока голодных, доведенных до последней степени нищеты людей, ищущих работы и куска хлеба», — писали все те же «Терские ведомости».

Началась спекуляция землей. Зажиточная часть горожан получила бесплатно не только предоставленный им по льготе земельный участок, но стала скупать по дешевке их у тех, кто на первых порах считал, что лучше получить наличный капитал, чем иметь его в виде земли, которую еще надо обрабатывать. Теперь спекулянты, захватившие завидные куски, заламывали за них баснословные по тому времени цены.

Вот в это-то время городские власти и начали ходатайствовать о том, чтобы узаконить занятые уже центром города 3272 десятины неузаконенной земли. Но зажиточная верхушка станицы Грозненской, в которой, кроме казачьей школы, церкви да двух кабаков, никаких других «культурных» очагов не было, сразу смекнула, какие выгоды получит она, если наложит жадную лапу на центр Грозного. Началась тяжба Терского казачьего войска, от чьего имени выступала станица как «законный» владелец этих земель, с городом. Тяжба затянулась на десятки лет.

В 1912 году местный суд решил ее в пользу казаков. Поданная городской думой в сенат кассация также была отклонена. Вот после этого и появилась в газете сенсационная корреспонденция. Неизвестно, чем бы закончилась описанная «ссора». Вероятнее всего, казачья верхушка, выиграв процесс, в очередной раз отхватила бы за счет города изрядный куш.

Помешала тяжбе первая мировая война, а затем — Великий Октябрь. Грозненские рабочие, казаки-бедняки, которых в одной станице Грозненской насчитывалось немало (122 безлошадные семьи на 281 двор), революционно настроенные слои чечено-ингушского народа под руководством партии большевиков, свергли власть «теплой компании» грабителей и стали подлинными хозяевами своей земли.

В 1920 году станица Грозненская была присоединена к городу.

Бароновка

Так нередко в обиходе называют северо-восточную часть нашего города. Название это родилось давно, задолго до революции. Его носил небольшой поселок рабочих кирпичного завода, расположенного на правом берегу Сунжи и принадлежавшего барону Р. Штейнгелю, а потом его сыну.

Штейнгель был инженером путей сообщения. Принимал участие в строительстве многих железных дорог европейской части России. Сказочно разбогател. В 70-х годах прошлого столетия его имущество оценивалось в шесть миллионов рублей. Когда в 1872 году встал вопрос о строительстве железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа, то, по рекомендации министра путей сообщения А. Бобринского, концессия на ее сооружение была предоставлена Р. Штейнгелю. Его избрали директором акционерного общества Ростово-Владикавказской железной дороги. Это же общество строило железную дорогу и к Грозному.

Получая большие прибыли от подрядов на строительство железных дорог, барон старался увеличить свое богатство и другими способами. В начале 70-х годов прошлого века принадлежащие ему и его сыну кирпичные заводы появляются во Владикавказе (ныне город Орджоникидзе), в Грозном, на Кубани. Здесь же он становится владельцем свеклосахарного, винокуренного и конного заводов, а приобретя два участка земли, — и одним из крупнейших кубанских помещиков, хозяином знаменитого имения «Хуторок».

Когда в Грозном началась разработка нефтяных богатств, Штейнгель не упустил случая нажиться и на этом деле. Возглавляемое им, а потом его сыном акционерное общество Владикавказской железной дороги было крупнейшим владельцем нефтеперерабатывающих заводов и нефтепроводов в нашем городе.

Барон строил не только железные дороги и промышленные предприятия, но и увлекался возведением великолепных дворцов. Ему принадлежало одно из красивейших сооружений Крыма — Ласточкино гнездо. Сын барона стал инициатором постройки роскошного Курзала в Кисловодске (ныне в нем расположен Большой зал филармонии). В этом городе Штейнгели имели собственный дом. В нем бывали А. П. Чехов, приезжавший в 1896 году лечиться на воды, и наш земляк, уроженец станицы Ищерской, знаменитый в свое время дирижер и музыкант-педагог, семнадцать лет возглавлявший Московскую консерваторию В. Сафонов.

Деятельность баронов, в особенности старшего из них — Р. Штейнгеля — в известной степени способствовала экономическому и культурному развитию нашего края и города. Но оба они были капиталистами и, живя сами в роскоши, нисколько не заботились о том, чтобы улучшить тяжелые условия труда рабочих кирпичных заводов, в том числе и того, который находился в Грозном. Трудящиеся на нем подвергались жестокой эксплуатации, жили в жалких лачугах поселка, названного Бароновкой. В этом названии звучала насмешка.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru