Что же привлекало их в наших местах? Увы, не главное богатство — нефть, которая в скором времени принесет мировую славу Грозному, а Горячеводские целебные минеральные источники. Ради них немало людей решалось на нелегкую дорогу. Вот как описывается их путь в пятом номере сборника Кавказского медицинского общества: «Нельзя сказать, что пути сообщения с Горячеводском были до настоящего времени особенно удобны. Приезжие из России обыкновенно избирают путь от Владикавказа до Грозного, длиною в 90 верст, по которому ходят дилижансы с платой от 4 до 6 рублей с пассажиров первого и второго классов. Дилижансы отходят из Владикавказа в 6 часов утра и прибывают в 6 часов вечера в Грозный. В Грозном приходится ночевать, так как далее сообщение дилижансами уже не придерживается... Гостиница в г. Грозном имеется лишь одна, состоящая из 4-х низких и грязных номеров».
Но и эта связь с «большим миром» осуществлялась в основном летом, когда была хорошая погода. В другое время года, говорится в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», кавказская грязь на целые полгода отрезала от внешнего мира. Цены на продукты делали гигантский скачок. В 1881 году, например, «осенью сообщение с Владикавказом прекратилось и сахар продавался по рублю за фунт. Запас меда быстро истощился. Чай пили с леденцами... Их можно было достать за 50 копеек фунт. Исчезли стеариновые свечи, освещались салом».
С середины 80-х годов нефть Грозного все больше и больше начинает привлекать нефтепромышленников. В начале 90-х годов благонадежность Грозненского нефтяного района была доказана. И ни у кого уже не вызывало сомнения, что проходить железная дорога должна через Грозный.
В 1892 году инженеры путей сообщения, ведшие изыскательные работы, обратились в Грозненское городское самоуправление с просьбой отвести под строительство станции и депо часть городской земли. По проекту они должны были расположиться в районе, занятом ярмаркой, то есть там, где нынче находится завод «Красный молот». Городской голова Куликов и его компания, озабоченные тем, как бы побольше нажиться за счет города, захотели и тут погреть руки. Грозненские правители, говорится в книге «Весь Грозный и его окрестности», наслышавшись, какие большие деньги в других местах берут со строителей железной дороги, и уверенные, что тем не обойтись без городской земли, решили, что раз счастье само привалило им в руки, то упускать его нельзя. И когда инженеры пришли за ответом, им сказали, что город может дать землю для станции и депо, но за это строители должны ему заплатить по... 60 рублей за квадратный сажень.
Инженеры разгневались и решили наказать алчных грозненцев. Каким образом? Они дали понять жителям станицы Грозненской, что могут построить станцию, депо и вокзал у них, если те выделят им землю. «Казаки смекнули, — повествуется в той же книге, — какие выгоды получат они от постройки железнодорожной станции на их земле, и встретили инженеров очень ласково: били им челом и предлагали дать земли сколько нужно. В указанном месте были снесены казачьи хаты и земли отрезали вдоволь. Станция была построена на станичной земле».
Так казаки станицы Грозненской, эти «заклятые враги города», в буквальном смысле «увели» из Грозного железнодорожную станцию. Первого мая 1893 года на нее прибыл первый поезд. А через несколько лет вдоль железнодорожного полотна на станичных землях начали, как грибы, расти нефтеперегонные заводы. Это принесло немалые барыши зажиточной казачьей верхушке.
На строительстве железной дороги к Грозному побывали два больших пролетарских писателя — А. М. Горький и А. С. Серафимович. Написали рассказы. Первый назвал свое произведение «Ущелье», второй — «Лихорадка». В них они нарисовали страшную картину строительства дороги, подобную той, что показана в знаменитом стихотворении Некрасова «Железная дорога».
Тяжба
В середине марта 1912 года местная газета «Терский край» напечатала сенсационное сообщение. В нем говорилось, что 3272 десятины земли на левой стороне Сунжи, начиная от улицы Граничной (ныне проспект Победы) и кончая улицей Михайловской (ныне улица имени Красных фронтовиков), на которой располагались все основные административные учреждения, — все это отходило к станице Грозненской. «20 тысяч горожан, — писала газета, — становятся станичниками». А всего в начале 1912 года в Грозном проживало немногим более 29 тысяч человек. От города, по сути дела, ничего не оставалось. В городской думе разразился скандал.
На каком основании зажиточная казачья верхушка станицы Грозненской решила отобрать у города указанные 3272 десятины земли? История уходила своими корнями еще к основанию крепости Грозной, Для нее и для форштадта, в котором селились женатые и ушедшие в отставку офицеры и солдаты, была отведена земля на левом берегу Сунжи от места, где сейчас расположен плавательный бассейн «Садко», и до улицы Кабардинской. Население крепости быстро росло, развивались торговля, ремесла. Отведенной земли для горожан не стало хватать. Расселению на восток мешала река, через которую в то время в этом месте еще не было моста (он был только в цитадели и соединял ее с правым берегом Сунжи против Ханкальского ущелья), и новое строительство двинулось от берега Сунжи к нынешнему проспекту Победы, который в те далекие времена отделял крепость от военного поселения, превратившегося в казачью станицу, улицей под названием Граничной. Земля, занятая под новые постройки, не была законодательно закреплена ни за крепостью, ни за выросшим на ее месте городом.