Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Что же привлекало их в наших местах? Увы, не главное богатство — нефть, которая в скором времени принесет мировую славу Грозному, а Горячеводские целебные минеральные источники. Ради них немало людей решалось на нелегкую дорогу. Вот как описывается их путь в пятом номере сборника Кавказского медицинского общества: «Нельзя сказать, что пути сообщения с Горячеводском были до настоящего времени особенно удобны. Приезжие из России обыкновенно избирают путь от Владикавказа до Грозного, длиною в 90 верст, по которому ходят дилижансы с платой от 4 до 6 рублей с пассажиров первого и второго классов. Дилижансы отходят из Владикавказа в 6 часов утра и прибывают в 6 часов вечера в Грозный. В Грозном приходится ночевать, так как далее сообщение дилижансами уже не придерживается... Гостиница в г. Грозном имеется лишь одна, состоящая из 4-х низких и грязных номеров».

Но и эта связь с «большим миром» осуществлялась в основном летом, когда была хорошая погода. В другое время года, говорится в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», кавказская грязь на целые полгода отрезала от внешнего мира. Цены на продукты делали гигантский скачок. В 1881 году, например, «осенью сообщение с Владикавказом прекратилось и сахар продавался по рублю за фунт. Запас меда быстро истощился. Чай пили с леденцами... Их можно было достать за 50 копеек фунт. Исчезли стеариновые свечи, освещались салом».

С середины 80-х годов нефть Грозного все больше и больше начинает привлекать нефтепромышленников. В начале 90-х годов благонадежность Грозненского нефтяного района была доказана. И ни у кого уже не вызывало сомнения, что проходить железная дорога должна через Грозный.

В 1892 году инженеры путей сообщения, ведшие изыскательные работы, обратились в Грозненское городское самоуправление с просьбой отвести под строительство станции и депо часть городской земли. По проекту они должны были расположиться в районе, занятом ярмаркой, то есть там, где нынче находится завод «Красный молот». Городской голова Куликов и его компания, озабоченные тем, как бы побольше нажиться за счет города, захотели и тут погреть руки. Грозненские правители, говорится в книге «Весь Грозный и его окрестности», наслышавшись, какие большие деньги в других местах берут со строителей железной дороги, и уверенные, что тем не обойтись без городской земли, решили, что раз счастье само привалило им в руки, то упускать его нельзя. И когда инженеры пришли за ответом, им сказали, что город может дать землю для станции и депо, но за это строители должны ему заплатить по... 60 рублей за квадратный сажень.

Инженеры разгневались и решили наказать алчных грозненцев. Каким образом? Они дали понять жителям станицы Грозненской, что могут построить станцию, депо и вокзал у них, если те выделят им землю. «Казаки смекнули, — повествуется в той же книге, — какие выгоды получат они от постройки железнодорожной станции на их земле, и встретили инженеров очень ласково: били им челом и предлагали дать земли сколько нужно. В указанном месте были снесены казачьи хаты и земли отрезали вдоволь. Станция была построена на станичной земле».

Так казаки станицы Грозненской, эти «заклятые враги города», в буквальном смысле «увели» из Грозного железнодорожную станцию. Первого мая 1893 года на нее прибыл первый поезд. А через несколько лет вдоль железнодорожного полотна на станичных землях начали,  как грибы, расти нефтеперегонные заводы. Это принесло немалые барыши    зажиточной казачьей верхушке.

На строительстве железной дороги к Грозному побывали два больших пролетарских писателя — А. М. Горький и А. С. Серафимович. Написали рассказы. Первый назвал свое произведение «Ущелье», второй — «Лихорадка». В них они нарисовали страшную картину строительства дороги, подобную той, что показана в знаменитом стихотворении Некрасова «Железная дорога».

Тяжба

В середине марта 1912 года местная газета «Терский край» напечатала сенсационное сообщение. В нем говорилось, что 3272 десятины земли на левой стороне Сунжи, начиная от улицы Граничной (ныне проспект Победы) и кончая улицей Михайловской (ныне улица имени Красных фронтовиков), на которой располагались все основные административные учреждения, — все это отходило к станице Грозненской. «20 тысяч горожан, — писала газета, — становятся станичниками». А всего в начале 1912 года в Грозном проживало немногим более 29 тысяч человек. От города, по сути дела, ничего не оставалось. В городской думе разразился скандал.

На каком основании зажиточная казачья верхушка станицы Грозненской решила отобрать у города указанные 3272 десятины земли? История уходила своими корнями еще к основанию крепости Грозной, Для нее и для форштадта, в котором селились женатые и ушедшие в отставку офицеры и солдаты, была отведена земля на левом берегу Сунжи от места, где сейчас расположен плавательный бассейн «Садко», и до улицы Кабардинской. Население крепости быстро росло, развивались торговля, ремесла. Отведенной земли для горожан не стало хватать. Расселению на восток мешала река, через которую в то время в этом месте еще не было моста (он был только в цитадели и соединял ее с правым берегом Сунжи против Ханкальского ущелья), и новое строительство двинулось от берега Сунжи к нынешнему проспекту Победы, который в те далекие времена отделял крепость от военного поселения, превратившегося в казачью станицу, улицей под названием Граничной. Земля, занятая под новые постройки, не была законодательно закреплена ни за крепостью, ни за выросшим на ее месте городом.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru