Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Сосланный на Кавказ, в Чечню, участвовавший в боевых действиях А.А. Бестужев-Марлинский проникся уважением к нравственному миру чеченцев ("Письмо к доктору Эрману").

Гуманистический и демократический характер воззрений декабристов на горцев серьезно пошатнул навязывавшееся официозной пропагандой мнение о них как о народах, живущих только разбоем и войнами, не способных к мирной и культурной жизни. Декабристы нанесли первый удар по антинародной политике царизма, развеяли мрак ложных представлений, который окружал горцев, бросили первые семена в почву, на которой начался подъем их национального самосознания.

Русская литература первой половины XIX в., как известно, развивалась под влиянием декабристских идей. Поднимавшая в ней критика патриархально-феодального быта, эволюция взглядов многих писателей, освободившихся от иллюзии "просвещенного абсолютизма" ("Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и др.), обращение русской литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов) к кавказской тематике с ее социально-психологическим анализом, реалистическим изображением нового героя русской художественной мысли -горца - все это исподволь формировало немногих образованных представителей северокавказских народов для восприятия и развития в своей среде идей Просвещения.

Русско-чеченские литературные связи XIX - начала XX в. прошли исторический путь зарождения, становления и развития. Анализ общеисторических фактов и духовно-идеологических предпосылок этих связей позволяет выделить три этапа их развития: первый -20-50-е годы XIX в.; второй - 60-80-е годы XIX в.; третий - 90-е годы XIX - начало XX в. (до 1917 г.). Каждый этап обусловлен конкретной исторической обстановкой, имеет свою специфику, и вместе с тем все они отмечены единством, преемственностью развития — углублением реалистических начал зарождающейся на русском языке литературы чеченцев и ингушей.

Что же касается духовных взаимоотношений между Россией и Северным Кавказом, то здесь тоже своя специфика, обусловленная историей и особенностями развития художественного сознания горских народов. Поэтому применительно к первому этапу этого процесса (20-50-е годы) правомерно говорить не столько о литературных взаимосвязях, сколько о широких историко-культурных, идейных и интеллектуальных контактах, тяготении горцев к русской культуре и литературе, взаимном узнавании Россией и народами Северного Кавказа духовного мира друг друга. Первый этап характеризуется прежде всего "открытием Кавказа" (В.Г. Белинский) передовой русской литературой, обогащением ее новым идейно-эстетическим содержанием за счет осмысления кавказской действительности и духовного наследия кавказских народов. Это было время распространения в России идей декабристов, а затем революционных демократов. "Для передовой русской культуры встреча с народами Кавказа отнюдь не исчерпалась впечатлениями этнографического, экзотического или романтического характера, - писал Ю.А. Жданов. - Напротив, эта встреча оказала глубокое, неизгладимое  и  плодотворное влияние на передовую общественную мысль России, содействовала постановке крупных теоретических проблем, стимулировала освободительное движение, обогащала интернациональные связи".

Вслед за декабристами на Кавказ пришли А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. Осмысление ими кавказской действительности привнесло в их творчество новую для русской литературы философию человека-горца, непривычного для сознания русского общества.

Пушкин, Лермонтов, Л.Н. Толстой глубоко вникли в самую суть характера, мыслей и чувств горцев, изобразили их человеческие, демократические помыслы. Изображение в произведениях русских классиков горцев людьми, обладающими гордостью, достоинством, придавало начинающим горским просветителям уверенность в собственных силах, помогало осознать права своих народов на лучшую долю в жизни.

До появления поэмы А.С. Пушкина "Кавказский пленник" Кавказ был для русской литературы "далекой страной", ибо кавказская действительность еще не получила в ней реалистического осмысления. В поэме "Кавказский пленник" Пушкин впервые в русской литературе показал социально-нравственные процессы, происходящие в чеченском обществе. Пушкин первым отобразил отношения доверия и уважения, начавшие возникать между Кавказом и Россией. Им найдена глубинная суть нравственного мира горцев, непривычного для русского восприятия того времени. "...С легкой руки Пушкина, — писал Виссарион Белинский, — Кавказ сделался для русских заветною страной. Не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни, смелых мечтаний. Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем... И Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова...".

В драматической поэме "Галуб" Пушкин показал начавшийся процесс гуманизации горского общества, перестройки вековых традиций, освященных суровой бранной жизнью, разрушение адатских понятий о чести и достоинстве личности, рост прогрессивных взглядов чеченского общества. «В "Галубе" глубоко гуманная мысль выражена в образах столько же отчетливо верных, сколько и поэтических». Продолжая свою мысль, Белинский писал, что в "Галубе" показано, что и "там (на Кавказе) есть человеческое достоинство, осужденное на трагическое страдание".

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru