Культура Чечни

Туркаев Х. В.

2. Увеличенное на одно поколение число женских предков и на деление детей особым нравственно-целевым смыслом (они "сильнее" родоначальника) создают генеративное линейное время этноса, естественно, важнее циклических видов времени (периодического, женского, циклического, хозяйственного, космического, годового).

3. Генеративное время этноса позволяет рассмотреть жившие ранее поколения, ныне живущих и будущих потомков как звенья одной цепи, а точнее - как родовое тело этноса.

4. Это генеративное выпрямленное время этноса надо принимать во внимание, говоря о личном (витальном) времени человека, которое находится под воздействием нормирующего выпрямленного времени этноса. Личное время, окрашенное физиологически, представляет собой здоровье. В вайнахской традиции (как и в хевсурской) здоровье воспринимается как наследуемое скорее по материнской линии.

5. Критерии мужского здоровья, воспринятого по материнской линии, также определяют способность дать полноценное и многочисленное потомство. И не только его породить, но и воспитать. Как у некоторых других горцев Кавказа, у чеченцев часто можно слышать пожелание: "Чтобы дети были лучше родителей". Такое пожелание всегда воспринимается с благодарностью.

6. Рассмотренные материалы показывают, что для генетики этноса гораздо важнее преемственность женской наследственности, чем мужской. Чеченский этнос в своей истории включил в себя много иноплеменников, но стабильно сохранял свою женскую часть.
И до сих пор действует правило, по которому чеченец вправе привести себе жену из другого этноса, но выход чеченки за иноплеменника осуждается.

7. Развитие чеченской нации в современных условиях требует четкого осознания генетических проблем. Их насущная актуальность состоит в том, что под влиянием разнообразных факторов утрачивается генетическая культура.

Россия и Чечня: аспекты историко-культурных взаимосвязей до 1917 г.

Х. В. Туркаев

В настоящее время, к сожалению, темпы изоляции чеченцев от сообщества российских народов нарастают: интенсивно нивелируется их история, духовно-нравственное достояние. Изъятие культуры чеченского народа из контекста национальных культур России говорит об ускорении центробежных тенденций, наметившихся в нашей духовной жизни. А ведь общее духовное достояние России формировалось на эстетическом опыте многих народов. Оно сближало всех. Убежден, что настала пора переосмысления проблемы взаимообогащения национальных культур. Сегодня особенно актуально выдвигается проблема историко-культурных русско-чеченских связей. Примеры приязни, дружеского участия русских и инонациональных писателей и ученых в формировании чеченской культуры, несомненно, улучшат российско-чеченские взаимоотношения.

Чечня, расположенная на перекрестке политических, экономических и стратегических интересов Запада и Востока на Центральном Кавказе, не раз после трагических поворотов в ее судьбе переживала периоды возрождения, духовного подъема. При этом неизменно срабатывала закономерность, когда потенциал художественного сознания народа, соприкоснувшись с окружающими эстетическими системами, начинал реализовываться в совершенно новых для него формах и направлениях.

Благотворное воздействие гуманистической и демократической мысли русского народа, его языковых и культурных богатств на умы и образ жизни чеченцев и ингушей тянется вглубь веков. Так, лингвистические данные свидетельствуют о культурно-экономических контактах чечено-ингушских племен с Древней Русью. Ряд слов чечено-ингушского языка по форме совпадает с русскими или близок к ним. По мнению известных исследователей, Овлур, герой "Слова о полку Игореве", — прообраз нынешних вайнахов. Начиная со "Слова о полку Игореве" складывалась система взаимоотношений двух культур. В середине XVI в., во время царствования Ивана IV, начинаются мирные контакты чечено-ингушских племен с русскими людьми. В дальнейшем эти контакты укрепляются. М.О. Косвен на множестве примеров доказал, что "беглые российские люди нашли на Тереке приют и дружбу у чечено-ингушских и других горских племен". Из письменных источников известна, например, челобитная Ших-Мурзы Окуцкого, посланная царю Федору Иоанновичу, в которой Ших-Мурза говорит, что и он, и отец его "верою и правдой служили" и сейчас, если "велишь где идти на свою службу, — и яз с теми своими слугами готов".

Знакомство чеченцев с русской культурой происходило и по-другому. До начала кавказской колонизации и даже в период активных военных действий по разным причинам (кровная месть или нежелание принять мусульманство) чеченцы уходили к своим соседям русским и с течением времени становились казаками. Было и наоборот: к чеченцам бежали крепостные крестьяне, солдаты и казаки во время Кавказской войны. Живя во многих чеченских аулах, "солдаты большей частью женаты были на чеченках, но есть (там) и русские женщины". О складывавшихся тогда между чеченцами и русским народом отношениях писал и Л.Н. Толстой в своей повести "Казаки": "Очень, очень давно предки их... бежали из России и поселились за Тереком между чеченцами на Гребне... Живя между чеченцами, казаки породнились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там... русский язык... Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими...".

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru