Культура Чечни

Туркаев Х. В.

В вайнахской культуре есть и другие традиции, связанные с цифрами 8 и 7. Семерка в некоторых ситуациях ассоциируется с мужчиной. Так, по древнему закону (народному адату) за убийство одной беременной женщины мстили 7 мужчинам. Требование же знания мужчиной как минимум 7 предков, а женщиной — 8 объясняется и тем, что мужчина "сильнее", поэтому ему достаточно 7 предков для гарантии его достоинств.

В разных областях народной культуры вайнахов цифра 8 указывает на брачные отношения и на проблемы воспроизводства человека. Так, в одной из чеченских сказок, опубликованной в 1870 г., говорится о герое Султане, ухаживавшем 8 лет за девушкой. Грудному ребенку до 8-месячного возраста нельзя показывать зеркало.

В вайнахской культуре цифра 8 связана не только с женщиной, но и с пространством. В вайнахском изложении мифа об Адаме и Еве, которые решили разойтись в разные стороны, чтобы найти себе пару, Ева перешла 8 хребтов и села, не желая больше идти. Когда Адам нашел ее, то Ева схитрила и сказала, что нигде не была и все время находилась здесь. Этим она как бы отдавала инициативу мужчине. Из этого мифа вытекает, что пространственная стабильность обозначается цифрой 8. Действительно, традиционная вайнахская ориентировка по частям света указывает именно на 8 направлений. На отношение восьмерки к земле как к пространству говорит и известная в старину клятва "восемью землями и девятью небесами".

Очевидно в символике восьмерки соединились генеративно-порождающий и пространственный принципы, потому что восьмерка состоит из двоек — 2+2+2+2 (тогда как семерка из единиц: 3+3+1, где 3 тоже сводится к единице).

В парности отражен генеративный принцип порождения себе подобного. Но парным является и пространство, распадающееся на "впереди" и "сзади", "слева" и "справа", "вверху" и "внизу". Можно сказать, что своей парностью пространство становится генеративным и получает материнскую символику. Поэтому вайнахи, как и все народы, относятся к земле как к матери. Пожалуй, у них эта символика более многозначна. Есть не только материнское, но и дочерние поселения. (Например, в ауле Макажой в Чеберлое есть выселки, поэтому сам этот аул называют Нана Макаж, т.е. Мать Макаж). Считается, что у земли такая же утроба, как у женщины.

Поэтому чеченцы и ингуши так требовательны к брачному и вообще к социальному поведению женщины. Отклонения в поведении женщины воспринимаются ими как катастрофа, нарушающая основу существования этноса и, более того, - всего мироустройства. Действительно, преемственность поколений, стабильность территории составляют основу существования этноса, которая воплощена в женщине-матери. Эта глубокая этическая мысль о женщине-матери вырисовывается и при более пристальном рассмотрении проблемы здоровья.

Чтобы оценить материалы по проблеме этического здоровья чеченцев, нам придется рассмотреть сопоставительные данные по ближним соседям чеченцев, а также привлечь и другие факты.

Хевсуры — горная грузинская этнографическая группа, сохранившая культурную близость с чеченцами и ингушами. Они образовались путем миграции в горы картвельского населения и поглотили несомненный вайнахский субстрат. Хевсуры остались горцами, которые сберегли многие черты изначального центрально-кавказского фонда культуры. Это относится также и к культуре выживания, включающей в себя проблему здоровья. С целью разработки такой проблематики в декабре 1985 г. мною была предпринята экспедиция к хевсурам. Зимний сезон, свободный от полевых работ, давал возможность не спеша провести исследование довольно интимных сторон человеческой жизни. Основные результаты проделанной работы таковы.

У хевсуров сохранено четкое представление о породистости (джиши) человека. Джиши - это отсутствие физических и духовных болезней, выносливость и красота человека. Джиши определяет нормальную продолжительность жизни, которая в принципе должна равняться 100-120 годам. Одни фамилии считаются более породистыми, другие — менее. Однако джиши у человека непостоянна в течение его жизни: джиши может ослабеть или совсем исчезнуть, если человек провинился перед святыней (джвари). И переходит джиши по наследию тоже неравномерно: джиши деда может оказаться у внука и отсутствовать у отца этого ребенка.

Хевсуры считают, что этнические группы Грузии различаются по выраженности у них джиши. Так, максимально джиши выражена у хевсур, представлена она у тушин, гудамакарцев, мтиулетцев, слабее выражена у пшавов.

Хевсуры уверены, что у женщин джиши сильнее, чем у мужчин. Они отмечают, что женщины болеют гораздо реже мужчин. "Кровь женщины сильнее" - так объясняют хевсуры. Если женщина с сильной джиши выходит замуж за мужчину со слабой джиши (например, у мужа больные почки), то супружество, полагают, приводит к тому, что женщина вылечивает мужа.

Своих женщин хевсуры считают носительницами джиши и очень осуждают того, кто приведет домой женщину, взятую вне Хевсуретии. Тогда говорят, что такой-то "привел плохую джиши".

Условия жизни в с. Гудани в декабре 1985 г. были суровы. Мороз достигал - 15 градусов, правда, днем солнце очень сильно грело. В молодой семье, гостеприимством которой я был окружен, был ребенок, учившийся ходить. Легко одетый, он выбирался за дверь дома на солнце. И это особых беспокойств у матери не вызывало. Первый ребенок в этой семье умер давно в возрасте 3 лет. Нужно сказать, что в самих жилищах условия были довольно спартанские. Помещения отапливались дровяными плитами, дрова плохо горели и дымили. Двери на улицу закрывались не плотно. Такое равнодушие к комфорту у хевсур традиционно: в старину на первом этаже около очага могли находиться только женщины. Мужчинам положено было спать на втором этаже на сеновале, где никакого очага не было. (Как нет и в настоящее время, в чем я убедился, находясь в неотапливаемой комнате нового кирпичного дома на втором этаже.)

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru