Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Начавшееся тесное взаимодействие чеченцев с русским народом в конце XVIII в. дало своеобразный толчок для возникновения нового витка в развитии художественной культуры чеченского народа.

Русская литература этого времени редко писала о теме Кавказа. Кавказ для русских писателей оставался "далекой страной", непонятной и загадочной. Только отдельные штрихи к образу Кавказа и его жителей, набросанные в произведениях Ломоносова, Хераскова, свидетельствовали о возрастающем интересе русского общества к этому краю.

Но уже тогда началось активное воздействие научного и художественного потенциала России на национальное сознание чеченцев. Начавшиеся при Петре I и приобретшие особый размах при Екатерине П российско-европейские научные и культурные взаимосвязи привнесли в общественную и литературную мысль России европейские критерии оценки и осмысления действительности. Так, западные идеи Просвещения, преломляясь через российскую действительность, общественную мысль России, предопределили впоследствии идейно-эстетические поиски у творческой интеллигенции народов России. Эта своеобразная состыковка общественной и культурной мысли Запада и, к примеру, Северного Кавказа произошла благодаря русской культуре. Такова была первоначальная роль России в зарождении новых форм национальных письменных культур. В этом ее историческая роль.

Мифы и нартский эпос, волшебные и героические сказки, малые формы исторического эпоса, выдающаяся архитектура башен средневековья, наскальные рисунки и надписи на башнях и склепах, а также новая форма осмысления действительности, сформировавшаяся в эпоху Ренессанса, героико-эпические и исторические песни илли, арабоязычная литература — вот художественно-эстетическое наследие чеченского народа, накопленное им на протяжении более 3 тыс. лет до начала его тесного соприкосновения с художественной культурой русского народа. Это особая и неповторимая система художественности, в каждом пласте которой трансформировалась история народа, его философия прошедших эпох, взаимосвязи с мировыми художественными системами.

К ее активному познанию и изучению в последней трети XVIII в. обратились русские ученые - академики И.А. Гюльденштедт и П.С. Паллас, а в начале XIX в. - академик Г.Ю. Клапрот. Затем в изучении истории Чечни учеными Российской академии наук наступила пауза длиной около полувека: она объяснялась затянувшейся войной на Северном Кавказе. Только в 1859 г., после ее окончания, Чечня стала объектом пристального внимания историков, этнографов и путешественников, и прежде всего специальной комиссии, созданной при императорском дворе. Разумеется, в основе исследовательской работы, проводимой этими учеными в Чечне, лежали политические интересы царского правительства, и все же ее значение трудно переоценить, ибо она объективно способствовала началу процесса перелома сознания российской общественности в отношении северокавказских горцев, открытия ею древнейшей истории и культуры народа, не поддающегося царской экспансии.

Начало национально-культурного возрождения народов Северного Кавказа относится к первой четверти XIX в. Именно в эти годы немногие образованные представители горцев впервые знакомятся с идеями русского Просвещения, зарождается их новая художественно-эстетическая мысль.

Идеи русского Просвещения до образованных горцев Северного Кавказа впервые дошли

через опальных декабристов. Идеи гражданского служения, активной борьбы за свободу угнетенных, присущие мировоззрению декабристов, были созвучны мыслям и чувствам народов, отстаивающих в борьбе с царизмом свою национальную независимость. Декабристы впервые в русской литературе обратились к теме горца, его быта и психологии и дали русскому обществу верное представление о патриархальном мире народов, которых еще не коснулась волна надвигающейся буржуазной цивилизации, разлагающей нравственную сущность человеческой личности. Они нарисовали образ человека, устремленного к добру и миру и потому достойного лучшей доли (например, повести "Аммалат-Бек", "Мулла-Нур" и кавказские очерки А.А. Бестужева-Марлинского).

Гуманистическое направление в русской литературе начало набирать все убыстряющиеся темпы только после победоносного завершения Отечественной войны 1812г. Если в конце ХУШ — начале XIX в. в русской литературе, изредка обращавшейся к теме северокавказских горцев, главным было утверждение имперского величия России, то поворот этой литературы к личности горца, его внутреннему миру напрямую зависел от меняющегося мировоззрения русского общества. Его элитарное сословие, разгромившее Наполеона, а затем попытавшееся произвести реформы в общественной и политической жизни России, осознало, во имя каких ценностей сражаются горцы. Они увидели, что такая нравственная категория, как свобода, за которую они вчера воевали, присуща и горцам. Завоевав свободу для своей Родины и народа, они стали ценить стремление к ней и горцев. Не случайно, что первыми это осознали декабристы. В их произведениях впервые появилось уважение к противостоящим империи северокавказским народам.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru