Однако, как говорит Михаил Леонтьев, пора нам отправляться в путь. Мне нужно на работу, в ГУГР, к Володе Колесникову, а дорога не близкая – от Пионерской улицы до Нефтянки. Вы, конечно, собрались идти вместе со мной по улицам нашего города, улицам центральной и северо-западной его части. «Прогулка» будет, как вы и ожидаете, длительная, и не только в пространстве, но и во времени, в прошлое, которое всем нам хорошо знакомо, пережито и хранится в нашей памяти. Будущее же для всех нас, как бы мы ни планировали его, неведомо нам, оно записано в Книге Судеб («думсдей бук» как её называют англичане), и нам недоступно.
Итак, начало лета 1992 года, июнь, уже довольно жаркий в полуденное время. Конечно же, ГУГР вместе с трестом «Грознефтегеофизика» арендовал автобусы для перевозки сотрудников на работу и с работы. Часто и я ездил на работу автобусом. Одна из остановок его была рядом с моим домом, возле Дома Быта на улице Ленина, рядом с кинотеатром «Родина», почти напротив институтского общежития. Здесь собиралось несколько сотрудников треста, живших в районе перекрёстка Пионерской улицы и улицы Ленина. Собирались в начале восьмого утра, когда улицы ещё не нагрелись после ночной прохлады.
« Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город…»
Волнительно было мне ехать в автобусе с людьми, с которыми я когда-то работал в тресте, после окончания института. Как будто и не было этих 23-х лет, как будто я и не переходил работать в СевКавНИИ, к Артуру Кашперскому, в феврале 1969 года. Много садилось по пути давних знакомых, многих я знал просто в лицо. Как будто время вернулось назад.
Автобус довозил нас, ГУГРовцев, до Нефтянки (до Алтайской улицы). Здесь мы выходили, и по противоположной стороне шоссе, мимо пожарной части, шли к следующему за ней зданию ГУГРа. А автобус сворачивал направо, и метров через 200 сворачивал влево, на улицу Кольцова, к тресту. Вдали направо видно было поле старого аэропорта, куда ходил автобус маршрута 7. Он ездил туда, по крайней мере, до конца 1993 года.
Позже, в конце 1992 года, когда финансовое положение геофизики стало трудным, Володе пришлось отказаться не только от аренды у треста обширных помещений в здании на улице Кольцова, но и от автобуса, и мы стали добираться до работы, кто как мог.
Я не всегда ездил автобусом, потому что утром заходил к отцу, который уже почти не выходил из дома. И мне приходилось ездить трамваем маршрута 1 (или 6 – оба «ходили» по кольцу, 6-й по часовой стрелке, 1-й – против) или автобусом 7-кой, что было предпочтительней, так как я доезжал на нём до самой Алтайской улицы, до предпоследней остановки. Отсюда было рукой подать до улицы Кольцова и чуть дальше было до Старопромысловское шоссе, ГУГРа, всего-то ходу минут 15.
Ну, так вот, мы с вами выбрали трамвайный маршрут, пересекли улицу Ленина возле 12-этажного дома (напротив, по диагонали перекрёстка, здание поликлиники) и пошли по Пионерской улице в сторону микрорайона. Следующей улицей, параллельной Ленина, была, похоже, Московская (мне не даёт покоя этот вопрос – Московская ли?). Мы идём по левой стороне Пионерской и, перейдя Московскую улицу, видим на ближайшем к нам углу старый одноэтажный, добротный дом красного кирпича. Дом, вообще-то говоря, полутора этажный, с хорошим подвалом, по всему – купеческий дореволюционный дом. А на противоположной стороне простенькие белёные кирпичные дома. На таком угловом доме, именно на этом перекрёстке, и сохранилась старая табличка - «улица Поселянская».
На следующем перекрёстке, на улице Асланбека Шерипова, я останавливался ждать трамвая. Ждать его в 1992 году приходилось уже долго, но как повезёт. Везло редко. Стоишь обычно посередине перекрёстка и смотришь в сторону микрорайона, где трамвай, «упираясь» в одноэтажное старое здание средней школы, сворачивал направо, на Лабораторную улицу. Сразу же за поворотом была остановка, рядом со школой. Отсюда пути расходились – влево в микрорайон, мимо здания НПО «Промавтоматика» и далее по бульвару Дудаева, пересекая проспект Кирова, на улицу Жуковского, в сторону консервного завода (маршрут 6), и вправо, в сторону Минутки (маршруты 3 и 5). После Минутки, по улице Сайханова, их пути также расходились – тройка шла дальше до автовокзала и далее в Черноречье, а пятёрка сворачивала на ближайшем повороте влево, на улицу Украинскую, и снова направо, на Павла Мусорова и далее, через 30-й участок, мимо опять же НПО «Промавтоматика», мимо НГДУ «Октябрьнефть» до больницы, что на самом верху. Эти два маршрута были самыми протяжёнными.
Так вот, мы стоим на перекрёстке Пионерской и Шерипова и ждём трамвай. Время идёт, и голова занята разными мыслями – во время ожидания хорошо думается. Загадочные повороты мыслей переносят нас от текущих, незначительных на первый взгляд, событий вчерашнего дня в недавнее прошлое, но часто мысли поворачивают к сиюминутной проблеме в каком-то фрагменте программы, над которой я работаю, и который пока не поддаётся решению. Помнится, меня приятно удивило отношение разного уровня руководителей НПО «Промавтоматика», где я работал с 1974 по 1991 годы, к программистам – все они хорошо понимали, что программист часто работает даже в трамвае от дома до работы или на обратном пути.