Страницы истории города Грозного

Казаков А. И.

Площадь Октябрьская.

Площадь Октябрьская.

Республике Советов нужна была нефть — как можно скорее; и как можно больше. Поэтому после изгнания из Грозного так называемой «добровольческой» армии Деникина, советское правительство, по инициативе В. И. Ленина, посылает сюда 8-ю Кавказскую трудовую армию, которая должна была помочь рабочему классу возродить из руин и пепла нефтяные промыслы, поднять добычу горючего до прежнего, довоенного уровня. Особое внимание уделялось Новым промыслам, борьбе с горящими там фонтанами. И уже через двенадцать дней — победа: потушен первый фонтан. Вскоре погасли и другие факелы.

И трудармейцы, и рабочие промыслов трудились день и ночь. В то время в отряде грозненских нефтяников насчитывалось около 13 тысяч человек и среди них немало чеченцев и ингушей. Рабочие вынуждены были добираться до города пешком. Выходили на пригорок, где сейчас расположена площадь «Октябрьская», — здесь тогда кончался город, пересекали степь, обильно поросшую валерианой, и тяжело взбирались на склоны гор, на которых маячили громоздкие деревянные вышки. И так каждый день. Десятки километров вышагивали нефтяники. А вернувшись поздно вечером домой, не чуяли под собой ног от усталости.

Вот тогда-то рабочие и решили построить ширококолейную пригородную железную дорогу на Старые промыслы и узкоколейную — на Новые. Но где взять материалы? Рельсы изыщем в городе из резервов, решили рабочие, а шпалы заготовим сами: на Новых промыслах лес рос рядом.

Строить дороги поручили бойцам-трудармейцам, которые имели в своем составе инженерный и строительный полки, возглавляемые опытным специалистом А. Заградиным.

На трассе будущего полотна узкоколейной железной дороги закипела работа. На субботники и воскресники выходили тысячи горожан, коммунисты и беспартийные, взрослые и дети, целые семьи. К месту работ тянулись вереницы подвод со строительными материалами. Трудились с особым задором, с песней и шутками, как будто за плечами не было нелегкой трудовой недели.

Два года потребовалось на строительство. И вот настало время, когда к великой радости грозненцев здесь побежали поезда с миниатюрными, а издалека казалось, игрушечными паровозом, двумя-тремя пассажирскими вагонами и несколькими грузовыми платформами. Поезд спускался по склону горы от Новых промыслов и, сделав одну-две остановки, пересекал степь, доезжал до места, где расположена нынешняя площадь «Октябрьская». Здесь тоже была остановка. Всего на одну минуту. На ней стоял деревянный навес, где, поджидая поездок, рабочие могли укрыться от дождя, палящего солнца, ветра, Забрав пассажиров, поездок бежал дальше, через путепровод потом вдоль городских садов — на их месте сейчас начало микрорайона, — затем, проскочив новый железнодорожный мост построенный через Сунжу, у выросшего здесь потом консервного завода, выкатывался на нынешнюю улицу Маяковского и устремлялся к станции Грозный — Нефтяная.

Просуществовала узкоколейка почти до конца 40-х годов. И время ее «трудовой деятельности» совпало не только с одним из самых героических и романтических периодов в жизни рабочего класса Грозного: восстановлением разрушенной нефтяной промышленности города в годы борьбы с южной контрреволюцией, но и в тяжелейшее время обороны столицы Чечено-Ингушетии в Великую Отечественную. Решение промысловой транспортной проблемы помогло грозненским нефтяникам дважды добиться выдающегося успеха: раньше других в стране победить разруху (к концу 1923 года нефтяная промышленность Грозного была полностью восстановлена) и выполнить первый пятилетний план по добыче ценного горючего за 2,5 года.

В начале 30-х годов в Грозном появился трамвай. В конце 1933 года линия его была проведена на Новые промыслы. Узкоколейку в этом месте разобрали, навесы, стоявшие на остановках, снесли. Только название места, где была остановка «Минутка», еще борется за свое существование.

Медаль  из Михайловского

Медаль Пушкина из Михайловского

Медаль Пушкина из Михайловского

Эту памятную медаль, посвященную великому русскому поэту А. С. Пушкину, подарил автору этих строк Владимир Семенович Бозырев — заместитель директора по научной работе Пушкинского государственного заповедника. Владимир Семенович — наш земляк. Родился в Грозном, здесь же учился в школе, а потом в пединституте. С юных лет полюбил и не мог без волнения слушать и читать «сладкозвучные строфы» Александра Сергеевича. Особенно о Кавказе.

Эта любовь и привела юношу в 1952 году, после окончания института, в Ленинград, в знаменитый Пушкинский дом с желанием посвятить жизнь изучению творчества поэта.

Но поступить В. Бозыреву в Пушкинский дом не удалось. Однако его работники, видя страстную любовь грозненца к Пушкину, рекомендовали юношу на должность младшего научного сотрудника в село Михайловское, где в те годы, после возрождения из пепла разрушенного и разграбленного фашистами родового имения поэта, по сути дела заново создавался Пушкинский государственный заповедник.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru