Грозненские ярмарки быстро завоевали популярность. Так, если общий оборот двух ярмарок в 1874 году составлял 836 тысяч рублей, то к 1890 году он уже равнялся почти 2 миллионам рублей, то есть вырос более чем вдвое, что намного больше, чем на ярмарках таких «старожилов» Се верного Кавказа, как Георгиевск, Моздок, Ставрополь и др. Из года в год росли обороты торговых предприятий. В 1890 году в Грозном было более 700 торговцев, оборот их магазинов и лавок равнялся 2 042 035 рублям. Таким образом, к концу XIX века молодой город становился крупным торговым центром всего Северного Кавказа
Знаменательно, что на грозненских ярмарках в начальный период их деятельности, еще до промышленной разработки нефти, систематически торговали фотогеном (керосином) местного производства и привозимым из Баку. Причем реализация его все время возрастала. Вот данные всего лишь за три года: в 1873 году на грозненские ярмарки вывезено на 600 рублей фотогена продано на 250 рублей; в 1874 году вывезено на 500, продано на 300 рублей; в 1875 году вывезено но на 800 рублей, продан весь. Грозненский фотоген пользовался большим спросом, чем бакинский: он был и дешевле и лучше качеством.
Начала формироваться прослойка национальной буржуазии. В 1884 году была основана крупная торговая фирма Мациевых. Только у одного из них, Эльмурзы, за полтора-два десятка лет капитал возрос до 500 тысяч рублей, это позволило торговцу прибрать к рукам 1350 десятин земли, расположенной в окрестностях Грозного, открыть в нем крупные магазины. Богатейшими людьми были Чермоевы. Они владели громадными площадями земли. Только одному Арцу Чермоеву, дослужившемуся в царской армии до генеральского чина, было пожаловано 570 десятин земли. Его сын Абдулмежид превратил доходы с земель в капитал, который вложил в мельницы, гостиницы, увеселительные заведения. Не меньшую предприимчивость, капиталистическую хватку показали Эльмурзаевы, Башировы, Шептукаевы, Курумовы, Арсамирзоевы и др.
Промышленность набирает силы. Росла и промышленность Грозного. В его окрестностях «...в пореформенные времена, — пишет профессор Л. Н. Колосов, — существовал большой, правильно организованный, но еще кустарный нефтяной промысел с «нефтяным заводом»... Машин не было. Преобладал ручной труд. Зарождались слабые элементы будущего отряда рабочих. Среди предприятий местной промышленности развитие получили заводы, производящие строительные материалы: кирпичные, черепичные, известковые; затем появились два кожевенных, два мыловаренных и др. К 1876 году в городе уже насчитывалось 36 разных предприятий. Даже при поверхностном взгляде на Грозный, сообщалось в одной из корреспонденции «Терских ведомостей», видится зачаток развития городской жизни: «Там строятся дома, там открываются новые лавки, там — завод...»
Наиболее предприимчивые понимали, что для дальнейшего развития Грозного нужны железная дорога и сырье, запасы которого имели бы промышленное значение, Таким сырьем могла стать нефть. Добыча ее даже кустарным способом достигла в 1885 году 77 тысяч пудов. На нее и старались обратить внимание предпринимателей и ученых грозненцы. Начинается серьезное изучение грозненской нефти: ее запасов, качества, методов переработки. За это взялся ряд крупных ученых, в том числе великий русский химик Д. И. Менделеев. Его труды сыграли немаловажную роль в судьбе нашего города. В начале 90-х годов разворачивается промышленное освоение Грозненского нефтяного района. В 1892 году добыча нефти подскочила до 450 тысяч пудов. Но как вывозить ее?..
Дорога проходила совсем близко — всего в 90 верстах, — во Владикавказе. Летом, в хорошую погоду туда еще можно было добраться на лошадях, в дилижансе. «В другое время года, — сообщается в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», — кавказская грязь на целые полгода отрезала население города от внешнего мира ». Цены на продукты делали гигантский скачок. Наместник Кавказа в записке, представленной в комитет этого региона, настаивал: «Необходима немедленная постройка железных дорог, связывающих Закавказье с Россией. Эта необходимость, кроме интересов политического положения нашего здесь, в крае, ясно указывается и соображениями военного характера». Начинают обсуждаться проекты железнодорожной линии, которая должна соединить Ростов с Каспием и городом Баку, являвшимся в то время главным промышленным центром по добыче и переработке нефти в России. В представленных вариантах Грозный не фигурировал претендентом на подключение к железной дороге. В первом (Ростов — Ставрополь — Кизляр — Баку) он далее не упоминался. В другом (Ростов — Моздок или Грозный — Петровск) его конкурентом становился Моздок.
Но оба проекта так и остались на бумаге до начала 90-х годов. И это оказалось на пользу Грозному. Теперь, когда была доказана несомненная перспективность его нефтеносных площадей, при обсуждении проекта железнодорожной линии, которая должна была соединить Ростов с Петровском (ныне город Махачкала), уже ни у кого не возникало сомнения, что проходить она должна через Грозный.