Город Грозный

Казаков А. И.

Грозненские ярмарки быстро завоевали популярность. Так, если общий оборот двух ярмарок в 1874 году составлял 836 тысяч рублей, то к 1890  году он уже равнялся почти 2 миллионам рублей, то есть вырос более чем вдвое, что намного больше, чем на ярмарках таких «старожилов» Се верного Кавказа, как Георгиевск, Моздок, Ставрополь и др. Из года в год росли обороты торговых предприятий. В 1890 году в Грозном было более 700 торговцев, оборот их магазинов и лавок равнялся 2 042 035 рублям. Таким образом, к  концу XIX века молодой город становился крупным торговым центром всего Северного Кавказа

Знаменательно, что на грозненских ярмарках в начальный период их деятельности, еще до промышленной разработки нефти, систематиче­ски торговали фотогеном (керосином) местного производства и привозимым из Баку. Причем реализация его все время возрастала. Вот данные всего лишь за три года: в 1873 году на грозненские ярмарки вывезено на 600 рублей фотогена продано на 250 рублей; в 1874 году вывезено на 500, продано на 300 рублей; в 1875 году вывезено но на 800 рублей, продан весь. Грозненский фотоген пользовался большим спросом, чем бакинский: он был и дешевле и лучше качеством.

Начала формироваться прослойка национальной буржуазии. В 1884 году была основана крупная торговая фирма Мациевых. Только у одного из них, Эльмурзы, за полтора-два десятка лет капитал возрос до 500 тысяч рублей, это позволило торговцу прибрать к рукам 1350 десятин земли, расположенной в окрестностях Грозного, открыть в нем   крупные магазины.   Богатейшими людьми были Чермоевы. Они владели громадны­ми площадями земли. Только одному Арцу Чермоеву, дослужившемуся в царской армии до генеральского чина, было пожаловано 570 десятин земли. Его сын Абдулмежид превратил доходы с земель в капитал, который вложил в мельницы, гостиницы, увеселительные заведения. Не мень­шую предприимчивость, капиталистическую хватку показали Эльмурзаевы, Башировы, Шептукаевы, Курумовы, Арсамирзоевы и др.

Промышленность набирает силы. Росла и про­мышленность Грозного. В его окрестностях «...в пореформенные времена, — пишет профессор Л. Н. Колосов, — существовал большой, правиль­но организованный, но еще кустарный нефтяной промысел с «нефтяным заводом»... Машин не было. Преобладал ручной труд. Зарождались слабые элементы будущего отряда рабочих. Среди предприятий местной промышленности развитие получили заводы, производящие строительные материалы: кирпичные, черепичные, известко­вые; затем появились два кожевенных, два мы­ловаренных и др. К 1876 году в городе уже на­считывалось 36 разных предприятий. Даже при поверхностном взгляде на Грозный, сообщалось в одной из корреспонденции «Терских ведомо­стей», видится зачаток развития городской жиз­ни: «Там строятся дома, там открываются новые лавки, там — завод...»

Наиболее предприимчивые понимали, что для дальнейшего развития Грозного нужны желез­ная дорога и сырье, запасы которого имели бы промышленное значение, Таким сырьем могла стать нефть. Добыча ее даже кустарным способом достигла в 1885 году 77 тысяч пудов. На нее и старались обратить внимание предпринимателей и ученых грозненцы. Начинается серьезное из­учение грозненской нефти: ее запасов, качества, методов переработки. За это взялся ряд крупных ученых, в том   числе   великий русский   химик Д. И. Менделеев. Его труды сыграли немаловаж­ную роль в судьбе нашего города. В начале 90-х годов разворачивается промыш­ленное освоение Грозненского нефтяного района. В 1892 году добыча нефти подскочила до 450 ты­сяч пудов. Но как вывозить ее?..

Дорога проходила совсем близко — всего в 90 верстах, — во Владикавказе. Летом, в хорошую погоду туда еще можно было добраться на лоша­дях, в дилижансе. «В другое время года, — сооб­щается в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», — кавказская грязь на целые пол­года отрезала население города от внешнего ми­ра ». Цены на продукты делали гигантский скачок. Наместник Кавказа в записке, представленной в комитет этого региона, настаивал: «Необходима немедленная постройка железных дорог, связы­вающих Закавказье с Россией. Эта необходи­мость, кроме интересов политического положения нашего здесь, в крае, ясно указывается и сооб­ражениями военного характера». Начинают об­суждаться проекты железнодорожной линии, ко­торая должна соединить Ростов с Каспием и го­родом Баку, являвшимся в то время главным промышленным центром по добыче и переработке нефти в России. В представленных вариантах Грозный не фигурировал претендентом на под­ключение к железной дороге. В первом (Ростов — Ставрополь — Кизляр — Баку) он далее не упо­минался. В другом (Ростов — Моздок или Гроз­ный — Петровск) его конкурентом становился Моздок.

Но оба проекта так и остались на бумаге до начала 90-х годов. И это оказалось на пользу Гроз­ному. Теперь, когда была доказана несомненная перспективность его нефтеносных площадей, при обсуждении проекта железнодорожной линии, ко­торая должна была соединить Ростов с Петров­ском (ныне город Махачкала), уже ни у кого не возникало сомнения, что проходить она должна через Грозный.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru