Ярмарка прошла мирно, без инцидентов, и, несмотря на то, что часть съестных припасов у горцев испортилась из-за сильной жары, они и русские торговцы остались удовлетворенными торговлей и выразили обоюдное пожелание ежегодно продолжать такие ярмарки.
Знаменательные перемены. В Грозной, которую увидели горцы в 1850 году, произошли немалые изменения. Еще в начале существования в ней начали развиваться ремесла и особенно такие, какими славились местные умельцы. В одном из писем своему другу Закревскому Ермолов писал: «Посылаю тебе пистолет, которого вся оправа сделана в крепости Грозной человеком, который работает самоучкою, никогда в глаза не видывал никакого инструмента и только употребляет долото, шило и иголки».
Горские евреи, поселившись у крепости, выделывали шкуры козлов, были прекрасными кузнецами. Все больше появлялось кирпичных заводов. В окрестностях Грозной с каждым годом ширилась добыча нефти. Велась она, правда, кустарным способом — из неглубоких колодцев кожаными ведрами. И все же если за 1833—1845 годы было вычерпано 40 тысяч пудов, то есть в среднем 3300—3400 пудов в год, то с 1855 по 1860 год она уже составила 15 тысяч пудов в год, то есть возросла более чем в пять раз. Часть источников арендовал некто Чекалов и платил Терскому войску 12 тысяч рублей в год.
Используя грозненскую нефть, крепостные графини Паниной братья Дубинины одни из первых в мире, еще в 1823 году, начали вырабатывать из нее на изобретенной ими нефтеперегонной установке керосин, или, как его тогда называли, фотоген. Отсюда его вывозили в Центральную Россию, в Нижний Новгород и даже в Москву.
Многие жители продолжали заниматься земледелием, разводили виноград, обрабатывали общественные сады. Один из очевидцев, имевший в прошлом отношение к крепости Грозной, поместил в 1850 году в газете «Кавказ» «Путевые записки». В них, в частности, сказано: «Казенный сад крепости Грозной я нашел в отличном состоянии и не мог не порадоваться, что первоначальное мое заведение... улучшается и подает добрые надежды снабжать станицы... полезными растениями. По совету моему военные поселяне крепости Грозной собирали дикорастущий лен и за ничтожный свой труд получали хорошее прядиво, годное для домашнего обихода».
В окрестностях крепости, возле укрепления Горячеводского, при целебных источниках, были построены бальнеологическая станция, госпиталь, ванны. Лечение проходило под наблюдением врачей. Кроме офицеров и солдат здесь поправляли здоровье и жители близлежащих сел. Грозную посещал профессор Н. Н. Зимин, который исследовал минеральные источники, геолог академик Г. В. Абих, великий русский хирург Н. И. Пирогов, применивший здесь, на Кавказе, эфир для наркоза при операциях в полевых условиях.
Неузнаваемо изменился вид крепости. Собственно говоря, крепости как таковой уже не было. Она утратила свое былое значение, которое приняли новые крепости, например Воздвиженская. Многие из прогрессивно настроенных офицеров понимали, что воевать в этом крае надо не столько с набегами горцев, сколько с жестокостью и злоупотреблениями царской администрации.
На форштадте возле первого двухэтажного дома, построенного для начальника левого фланга (дом стоял там, где сейчас расположено здание, в котором размещена Чечено-Ингушская республиканская детская библиотека имени А. Гайдара), был разбит сад. В крепости — бульвар. И все чаще в описаниях очевидцев Грозную называют городом. В начале 50-х годов А. Л. Зиссерман записывает: «Из небольшой крепости... она в мое время превратилась в обширный... город... с большими магазинами, складами, госпиталями и довольно значительным числом торговых заведений». И еще одно свидетельство того же времени, сделанное капитаном К. Самойловым: «...В ней (в крепости. — Ред.) находится несколько довольно красивых зданий, замечательны: прекрасной архитектуры каменная церковь, дом начальника левого фланга и военного госпиталя. В Грозной есть род небольшого гостиного двора, где торгуют преимущественно армяне и евреи. Лавки этих последних - занимают сверх того большой квартал», напоминающий, по словам автора, подобного рода кварталы европейских городов.
Изменения произошли и в жизни горцев. Еще до ярмарки общества чеченцев, входившие в имамат Шамиля, стали отходить от него. «Управление Шамиля, — писал Н. А. Добролюбов, — казалось тяжело для племен, не привыкших к повиновению, а выгод никаких от этого управления они не находили. Напротив, они видели, что жизнь мирных селений, находящихся под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее». После 1850 года отход этот принял массовый характер. Под защитой крепости росли все новые и новые селения вернувшихся к мирному труду чеченцев. Переходить на сторону русских стали не только простые горцы, но и наибы имама. И одним из первых, кто указал им этот путь, был знаменитый Хаджи-Мурат, а также Тальхик, Дуба, Зеки, Умалат, Идиль и др.