Город Грозный

Казаков А. И.

Ярмарка прошла мирно, без инцидентов, и, несмотря на то, что часть съестных припасов у горцев испортилась из-за сильной жары, они и русские торговцы остались удовлетворенными торговлей и выразили обоюдное пожелание еже­годно продолжать такие ярмарки.

Знаменательные перемены. В Грозной, кото­рую увидели горцы в 1850 году, произошли не­малые изменения. Еще в начале существования в ней начали развиваться ремесла и особенно та­кие, какими славились местные умельцы. В од­ном из писем своему другу Закревскому Ермолов писал: «Посылаю тебе пистолет, которого вся оправа сделана в крепости Грозной человеком, который работает самоучкою, никогда в глаза не видывал никакого инструмента и только упо­требляет долото, шило и иголки».

Горские евреи, поселившись у крепости, вы­делывали шкуры козлов, были прекрасными куз­нецами. Все больше появлялось кирпичных за­водов. В окрестностях Грозной с каждым годом ширилась добыча нефти. Велась она, правда, ку­старным способом — из неглубоких колодцев ко­жаными ведрами. И все же если за 1833—1845 годы было вычерпано 40 тысяч пудов, то есть в среднем 3300—3400 пудов в год, то с 1855 по 1860 год она уже составила 15 тысяч пудов в год, то есть возросла более чем в пять раз. Часть источ­ников арендовал некто Чекалов и платил Терско­му войску 12 тысяч рублей в год.

Используя грозненскую нефть, крепостные графини Паниной братья Дубинины одни из пер­вых в мире, еще в 1823 году, начали вырабаты­вать из нее на изобретенной ими нефтеперегон­ной установке керосин, или, как его тогда назы­вали, фотоген. Отсюда его вывозили в Централь­ную Россию, в Нижний Новгород и даже в Москву.

Многие жители продолжали заниматься зем­леделием, разводили виноград, обрабатывали об­щественные сады. Один из очевидцев, имевший в прошлом отношение к крепости Грозной, по­местил в 1850 году в газете «Кавказ» «Путевые записки». В них, в частности, сказано: «Казен­ный сад крепости Грозной я нашел в отличном со­стоянии и не мог не порадоваться, что первона­чальное мое заведение... улучшается и подает доб­рые надежды снабжать станицы... полезными растениями. По совету моему военные поселяне крепости Грозной собирали дикорастущий лен и за нич­тожный свой труд получали хорошее прядиво, годное для домашнего обихода».

В окрестностях крепости, возле укрепления Горячеводского, при целебных источниках, были построены бальнеологическая станция, госпи­таль, ванны. Лечение проходило под наблюдени­ем врачей. Кроме офицеров и солдат здесь по­правляли здоровье и жители близлежащих сел. Грозную посещал профессор Н. Н. Зимин, кото­рый исследовал минеральные источники, геолог академик Г. В. Абих, великий русский хирург Н. И. Пирогов, применивший здесь, на Кавказе, эфир для наркоза при операциях в полевых усло­виях.

Неузнаваемо изменился вид крепости. Собст­венно говоря, крепости как таковой уже не было. Она утратила свое былое значение, которое при­няли новые крепости, например Воздвиженская. Многие из прогрессивно настроенных офицеров понимали, что воевать в этом крае надо не столь­ко с набегами горцев, сколько с жестокостью и злоупотреблениями царской администрации.

На форштадте возле первого двухэтажного дома, построенного для начальника левого флан­га (дом стоял там, где сейчас расположено здание, в котором размещена Чечено-Ингушская респуб­ликанская детская библиотека имени А. Гайда­ра), был разбит сад. В крепости — бульвар. И все чаще в описаниях очевидцев Грозную называют городом. В начале 50-х годов А. Л. Зиссерман за­писывает: «Из небольшой крепости... она в мое время превратилась в обширный... город... с боль­шими магазинами, складами, госпиталями и до­вольно значительным числом торговых заведе­ний». И еще одно свидетельство того же времени, сделанное капитаном К. Самойловым: «...В ней (в крепости. — Ред.) находится несколько до­вольно красивых зданий, замечательны: прекрас­ной архитектуры каменная церковь, дом началь­ника левого фланга и военного госпиталя. В Гроз­ной есть род небольшого гостиного двора, где тор­гуют преимущественно армяне и евреи. Лавки этих последних - занимают сверх того большой квартал», напоминающий, по словам автора, по­добного рода кварталы европейских городов.

Изменения произошли и в жизни горцев. Еще до ярмарки общества чеченцев, входившие в има­мат Шамиля, стали отходить от него. «Управле­ние Шамиля, — писал Н. А. Добролюбов, — ка­залось тяжело для племен, не привыкших к по­виновению, а выгод никаких от этого управления они не находили. Напротив, они видели, что жизнь мирных селений, находящихся под покровитель­ством русских, гораздо спокойнее и обильнее». После 1850 года отход этот принял массовый ха­рактер. Под защитой крепости росли все новые и новые селения вернувшихся к мирному труду че­ченцев. Переходить на сторону русских стали не только простые горцы, но и наибы имама. И од­ним из первых, кто указал им этот путь, был знаменитый Хаджи-Мурат, а также Тальхик, Ду­ба, Зеки, Умалат, Идиль и др.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru