Активное участие в обучении коренного населения грамоте принял известный русский ученый П. К. Услар. Он считал, что «русский язык, сближение с русской жизнью, хотя бы даже только умственное, бесконечно важны для будущности Кавказа...» Но он также понимал, что только родной язык, отвлекая горцев от чужого им — арабского, способен сохранить индивидуальность народа. На этой основе ученый составил программу просвещения чеченского народа. В предложениях об устройстве горских школ он писал: «Полагаю, что осуществление ее действительно создаст новое поколение передовых людей на Кавказе, которые сделают здесь то, что не в состоянии сделать ни штыки, ни повести».
К выполнению этой программы он и приступил. Летом 1862 года организовал в крепости Грозной школу для обучения чеченцев родному языку. Были отобраны 25 юношей. С помощью К. Досова и Я. Хасанова учил их читать и писать по-чеченски. Одновременно создавалась грамматика языка. Через несколько недель успехи были налицо. Но царское правительство не было заинтересовано в появлении среди чеченцев передовых людей, ей нужны были исполнительные чиновники, и начинание П. К. Услара не нашло поддержки. Школа закрывается. Вместо нее в следующем, 1863 году в Грозном была открыта другая, обучение в которой велось по программе, одобренной правительством. Располагалась она на углу теперешних улиц Пролетарской и Интернациональной. Школа давала низшее начальное образование. Окончившие ее не могли продолжать учебу в высших учебных заведениях. Для этого они должны были пройти курс обучения в гимназии, а ближайшая из них находилась в Ставрополе. Для Терской области в ней было выделено три места, одно из них отдавалось Дагестану.
За обучение в горской школе взималась плата — три-пять рублей в год. Это затрудняло поступление в нее детей бедных родителей. Грозненская горская школа стала своеобразной «отдушиной», помогшей, хотя и небольшой части чеченцев, приобщиться к великой русской культуре. Достаточно сказать, что на любительских спектаклях, игравшихся в школе, ставились пьесы А. Островского и других классиков русской литературы. К концу 90-х годов в горской школе и других учебных заведениях Грозного появились преподаватели-чеченцы, окончившие ее и сумевшие пробиться в высшие учебные заведения. Один из таких воспитанников горской школы, Магомет Магомаев, обнаружил незаурядные музыкальные способности. После учебы он стал профессиональным музыкантом — преподавал музыку в городском Пушкинском училище, играл в любительских спектаклях. Грозненская горская школа просуществовала до 1917 года.
1 марта 1867 года в Грозном было открыто женское бесплатное училище, состоявшее из двух классов: приготовительного и первого. Содержалось оно, как писала газета «Терские ведомости», «на суммы общественные, которые составляются из добровольных взносов благотворителей и других источников». Это училище до 1917 года не имело даже собственного помещения, хотя в начале XX века в нем обучались более 200 учениц и оно было преобразовано в прогимназию.
В 1896 году в Грозном, уже известном всему миру нефтяными богатствами, открывается наконец городское Пушкинское училище (ныне средняя школа № 13). Одним из его выпускников был будущий герой гражданской войны, командарм 11-й армии М. К. Левандовский.
Если трудно было добиться средств на просвещение, то на другие культурные мероприятия городская управа вообще не отпускала средств. В Грозном не было театра. В 1876 году любители театрального искусства образовали свое общество. Десять наиболее активных членов взяли в банке заем и построили театральное здание (основательно реконструированное, оно служило Дворцом для пионеров и школьников). Вот как описывает его в газете «Терские ведомости» в 1878 году очевидец: «Небольшое, но очень удобное и веселенькое каменное здание, включающее большой зал с хорами и сценою, гардеробные, буфет и пр. На занавесе — вид Грозного». Расписал местный художник-любитель Соколов. В театре ставились любительские спектакли. Собранные деньги шли в погашение ссуды. В середине 1880 года здание перешло в собственность общественного собрания.
Были и другие любительские общества, — например, хорового пения, медицинское и др. Возглавляли их часто военные, и с уходом воинских частей из города приходилось искать ново руководителя-энтузиаста.
Плохо обстояло дело с медицинским обслуживанием горожан. В Грозном долгое время после того как он стал городом, была всего одна аптека и военный госпиталь на 750 коек. Гражданскому, особенно бедному, человеку лечиться было негде.
Культурная жизнь города заметно оживилась когда к нему была проведена железная дорога ударил первый фонтан нефти. Уже на следующий год, в мае 1894 года, в Грозный приехали артисты: Чарский, Васильев-Вятский, Лола, Дуров и др. На вокзале их ожидали на новых фаэтонах приодевшиеся извозчики. Они предлагали гостям отвезти их в чистенькую, только что отстроенную гостиницу.