Чечено-Ингушская АССР

С конца 50-х гг. широкий тематический диапазон обретает чеченская драматургия: пьесы о Гражданской войне 1918—20 — «Асланбек Шерипов» (1958) Ошаева, «Девушка с гор» (1960) А. Хамидова (1920—69); о жизни колхозного села — «Светлый путь» (1961) Музаева, «В одном ауле» (1962) Мусаева; о Великой Отечественной войне — «Волны Терека» (1961) Мусаева, «Бессмертные» (1969) Хамидова; о морально-этических и бытовых проблемах — «Верить человеку» (1961) Музаева, «Совдат и и Дауд» (1958) и сатирическая комедия «Падение Бож-Али» (1967) Хамидова.

Первым печатным произведением ингушской литературы была пьеса З. Мальсагова (1894—1935) «Похищение девушки» (1923); в газете «Сердало» печатались стихи и проза, в том числе отрывки из повести «Ранняя весна» Т. Бекова (1873—1938), поэма «Калым и Тамара» С. Озиева (р. 1904). В 30-е гг. выступают поэты Х. Муталиев (1910— 1964), Дж. Яндиев (р. 1916), А. Озиев (1902—37) и др.; прозаик А. Гойгов (1896—1948), автор очерков и повестей на историко-революционные темы; драматург и прозаик И. Базоркин (р. 1911). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 печатают патриотические и антифашистские стихи Яндиев, М. Хашагульгов (1904—77), Х. Осмиев (р. 1909) и др. О войне написаны пьесы Базоркина «Капитан Ибрагимов» (1941), «Рождение ненависти» (1942). В 50-е гг. литература вступает в период интенсивного роста. Выходят сборники стихов Муталиева, Яндиева, С. Озиева. Проза уверенно осваивает жанр повести: «Первые дни» (1960) Муталиева, «Имени республики» (1962) и «Девять дней из жизни героя» (1964) Б. Зязикова (1908—65), «На развилке» (1965) А. Ведзижева (р. 1919) и др. Проблемам нравственного воспитания и утверждения коммунистической морали в борьбе с пережитками прошлого посвящен первый в ингушской литературе роман С. Чахкиева (р. 1938) «Золотые столбы» (1966); его же роман «Волчьи ночи» (1970) и романы А. Бокова (р. 1924) «Сыновья Беки» (1967), М. Плиева (р. 1929) «Трудный перевал» (1974) написаны на историко-революционную тему. Историческая эпопея Базоркина «Из тьмы веков» (1968) охватывает более ста лет жизни народа. В области детской литературы активно работают Ведзижев (повесть «Гапур — тёзка героя», 1968), Чахкиев (повесть «Энвер», 1966) и др. Ингушская драматургия, начавшая в 20-е гг. свой путь пьесами З. Мальсагова и Муталиева, достигла серьёзных успехов в конце 50-х гг. и в последующие десятилетия: «Дороги любви» (1966) Базоркина, «Когда гибнут сыновья» (1968) Чахкиева и Г. Русакова, «Я не буду одинок» (1973) Ах. Мальсагова (р. 1922) и др.

Литературоведение и литературная критика в чеченской и ингушской литературах развиваются в тесной взаимосвязи, что нашло отражение, в частности, в создании общего «Очерка истории чечено-ингушской литературы» (1963). С начала 70-х гг. активно выступают исследователь ингушской литературы Абу Мальсагов (р. 1939), чеченской литературы — Х. Туркаев (р. 1938). В 1973 опубликована книга Ю. Айдаева (р. 1938) «Чечено-ингушская советская драматургия 1920—1940 гг.», в 1975 — книга И. Дахкильгова (р. 1936) «Ингушская литература» (1975). Центром научно-исследовательской работы является Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии.

Произведения чеченских и ингушских писателей переведены на русский и другие языки народов СССР; в республике изданы на чеченском и ингушском языках произведения классиков русской и зарубежной литератур, книги многих писателей народов СССР. Организационно-творческую работу среди литераторов осуществляет писательская организация Чечено-Ингушской АССР (Г. Грозный).

М. А. Сулаев.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие образцы художественной культуры на территории Чечено-Ингушетии восходят к 3—1-му тыс. до н. э. (памятники культуры куро-араксского энеолита, майкопской культуры, северокавказской культуры, каякентско-хорочоевской культуры, кобанской культуры). Скифо-сарматское время (7 в. до н. э. — 4 в. н. э.) представлено произведениями звериного стиля, аланский период (8—13 вв.) — катакомбными могильниками (у селений Алкун, Дуба-Юрт), монгол-татарское время (13 — начало 15 вв.) — мавзолеем Борга-Каш близ с. Плиево (1405).

В христианской культовой архитектуре 11—13 вв. (храм Тхаба-Ерды близ с. Хайрах), сочетавшей грузинские и местные строительные традиции, преобладали геометрическая простота форм и строгое изящество декора. В горных районах Чечено-Ингушетии в средние века из грубо отёсанных камней строились заградительные стены (у с. Верхний Алкун), жилые (2—3-ярусные, с плоской кровлей и арочными проёмами) и боевые (4—5-ярусные, с бойницами, машикулями и пирамидально-ступенчатой крышей) башни, иногда образующие величественные комплексы (например, в селениях Кезеной, Таргим, Хой, Эгикал, Эрзи, все — 14—18 вв.). Рядом с горными селениями, составляющими живописные террасообразные композиции на склонах, размещались многочисленные надземные, полуподземные и подземные (прямоугольные, квадратные и круглые в плане, с 2-скатными, пирамидальными ступенчатыми и конусообразными гладкими формами крыш) склепы, а также надмогильные стелы (например, «Город мёртвых» Цой-Педе у с. Малхиста, 11—18 вв.). Почти все селения имели святилища, по форме идентичные 2-скатным надземным склепам. В 18 — начале 20 вв. в народном жилище Чечено-Ингушетии преобладали: в горах — 1- или 2-этажные многокомнатные жилища из камня и дерева, с плоской крышей и отдельными выходами на открытую террасу, на равнине — прямоугольные саманные (позднее кирпичные), крытые черепицей дома с обводными галереями.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru