Батуко - наиб Шатоевский
Дуба - наиб Вашендоройский
Идиль - наиб Веденский
Магомет-Амин - наиб Закубанский
На обширных землях горских народов Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, на месте разрушенных и сожженных царскими войсками горских аулов стремительно вырастали станицы и военные городки российской армии. С 1841 по 1860 год шло интенсивное уничтожение горских поселений, физическое истребление горцев и создание казачьих станиц. С 1843 года были возведены станицы Некрасовская, Тенгинская, Воздвиженская. В 1845 году — Петропавловская и Михайловская. В 1847 году — Константиновская, в 1848-м — Владимирская, в 1852-м — Ново-Лабинская, в 1855-м — Безъякорная, в 1856-м — Попутная, в 1857-м — Родниковская и Отрадная. Таким образом, в течение 15 лет царскими колонизаторами на местах горских аулов и селений возведено 15 казачьих станиц.
Еще более активизировались царские колонизаторы в 1858 году, когда были возведены новые казенные станицы с претенциозными названиями Спокойная, Удобная, Передовая, Исправная, Сторожевая, Подгорная.
В 1859 году сооружены станицы Зеленчукская, Кардоникская, Упорная, Отважная, Бесстрашная.
Царские генералы, раздраженные мужественным, ожесточенным сопротивлением горцев, вели против них войну на поголовное истребление, в которой не признавали никаких правил или моральных ограничений. Горцы отвечали тем же.
Са-Ду - наиб Мичикский
Талгик - наиб Аргунский
Эски - наиб Хулхулинский
Передовые российские современники народно-освободительной войны горцев Северного Кавказа против царизма прекрасно сознавали, что причиной этой войны был не религиозный фанатизм или мюридизм. В своей известной статье «О значении наших последних подвигов на Кавказе» Н.А. Добролюбов писал: «...во-первых, ненависть к чужому господству вообще была сильна в горских племенах, во-вторых, наше управление на Кавказе не было совершенно сообразным с местными потребностями и отношениями».
Трудовой народ России и отражавшие его интересы прогрессивные деятели выступали в защиту борющихся горцев и за сближение народов.
В то же время император России и его окружение, реакционный генералитет считали, что «покорить» и «усмирить» горцев можно только силой оружия.
Мнение о неизбежности и необходимости применения насильственных мер к горцам получило широкое хождение в дворянской и монархической историографии России, а также в официальной прессе самодержавия.
Царизм же и его апологеты отвергали все трезвые, наиболее приемлемые предложения, упорно придерживаясь военно-феодальных методов покорения и присоединения Северного Кавказа.
Великий русский писатель и драматург А.С. Грибоедов высоко оценивал народы Кавказа. Грибоедов был одним из первых, кто сумел понять, что на Кавказе живут и будут жить люди, достойные симпатии, поддержки и любви со стороны всех порядочных людей земли русской.
«Дайте Кавказу мир, — писал декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, — и не ищите земного рая... он здесь, он здесь».
С Кавказом был тесно связан и великий русский поэт А.С. Пушкин. В произведениях «Кавказский пленник», «Путешествие в Арзрум», «Кавказ», «Обвал» поэт правдиво показал и «дикую вольность», и человечность, и трудолюбие горцев. Пушкин глубоко сочувственно относился к горским народам Кавказа, оказавшимся под колониальным игом царизма.
Гениальные творения певца вольности М.Лермонтова способствовали распространению объективно верных сведений о жизни, быте, нравах и борьбе горских народов Кавказа за свободу и независимость и тем самым вызвали в передовых кругах русского и европейского общества глубокое сочувствие и уважение к горцам.