Феномен Шамиля

Царские генералы считали падение Ахульго концом сопротивления горцев. Но жестоко просчитались. Уже в 1840 году сначала в Чечне, а затем и в Дагестане борьба возобновилась с новой силой. С 1840 года начинается, по определению Н.А. Добролюбова, «блистательная эпоха Шамиля».

В короткое время войска Шамиля отбили у русских войск 13 укрепленных крепостей, подчинили своей власти почти всю Чечню и Аварию.

Крупного успеха Шамиль добился в Аварии в 1843 году, где горцами были наголову разгромлены крупные силы царских войск и захвачены большие трофеи: 12 пушек, 4 тысячи артиллерийских зарядов, 250 тысяч патронов. Царская армия потеряла 25 артиллерийских орудий. Погибло 92 офицера, 2528 солдат. Развивая наступление, войска Шамиля предприняли прорыв в Кумух, Акушу, Ахты, Табасаран, подошли вплотную к Темирхан-Шуре (ныне г. Буйнакск).

Еще к 1842 году — периоду значительных успехов горцев в борьбе с царизмом — Шамиль создал государство, все функции которого были приспособлены и направлены для ведения длительной и упорной борьбы с крупными феодалами и царским самодержавием.

Если в начале освободительной борьбы решающая роль в деле объединения горских крестьян принадлежала мюридизму, то к началу 40-х годов религия отступает на второй план. Решающее, приоритетное значение теперь стала приобретать военно-административная система имамата, созданная Шамилем.

Имамат — государство в горах Северо-Восточного Кавказа — было теократическим по форме и феодальным по социальной сущности. Однако объединение горцев Дагестана и Чечни в единую государственную систему — имамат — в тех исторических условиях, несомненно, было прогрессивным шагом.

Образование имамата Шамиля, как и государства Абд-аль-Кадира в Алжире, представляло собой в целом прогрессивное явление, хотя и имело религиозную оболочку. В имамате деятельность органов управления впервые в истории Дагестана и Чечни стала регулироваться законодательно.

Все подати, собиравшиеся феодалами, Шамиль отбирал для казны, на дело борьбы за независимость, против царизма.

В 1843 году Шамиль отменил крепостную зависимость в подвластных имамату частях Дагестана. Крепостные крестьяне, принадлежавшие феодалам, были освобождены, и большинство из них получили землю.

Значительный интерес представляют преобразования Шамиля в военно-политической области.

Наибы Шамиля

Наибы Шамиля

Исходя из военно-стратегических соображений Шамиль разделил всю территорию имамата на наибства (округа). Число этих военно-административно-территориальных образований изменялось в зависимости от успехов борьбы против царизма и колебалось от двух десятков, более или менее постоянных, до 52 в годы апогея движения. В свою очередь, наибства делились на участки. Для решения важнейших вопросов жизни имамата созывались съезды наибов, алимов (мусульманских ученых) и других должностных лиц имамата. Эти съезды приобрели масштабное значение именно при правлении Шамиля, хотя созывались и при Кази-Мухаммаде.

Уникальным кодексом законов имамата был составленный лично Шамилем «Низам», упорядочивший судопроизводство и регламентировавший гражданскую жизнь и деятельность должностных лиц.

Введение «Низама» Шамиля было значительным прогрессивным явлением в общественной жизни этнически пестрого населения Дагестана и Чечни.

Неизмеримо велики заслуги Шамиля и в создании им 60-тысячной регулярной армии, состоявшей из пехоты, сильной маневренной конницы и артиллерии.

Благодаря преобразовательной деятельности Шамиля как политического и военного деятеля «скопища», «сборища» и «шайки»  горцев, как называли царские генералы-колонизаторы партизанские ополчения горских крестьян, превратились в дисциплинированную, вполне боеспособную армию со строго продуманной организацией и системой управления.

Ядром армии Шамиля была прекрасная легкая конница. Созданию сильной, маневренной конницы Шамиль уделял особое внимание, и благодаря ей в первую очередь были выиграны многие сражения и бои в период русско-кавказской войны.

Лучшую, отборную часть конницы имамата составляли так называемые муртазеки (дословно — нанятые для несения военной службы, конные бойцы), особенно страшные для царских генералов, которые заявляли, что «малое число их опаснее целого скопища горцев».

Муртазеки представляли цвет армии Шамиля. Горцы различных аулов состязались за честь послать своего воина в ряды муртазеков. В формирования муртазеков принимались только испытанные на поле боя храбрецы-джигиты, отказавшиеся от личной жизни и всех благ во имя интересов борьбы и своего вождя Шамиля. За все время русско-кавказской войны ни один муртазек не попал живым в руки царских завоевателей. День и ночь муртазеки охраняли Шамиля, всюду его сопровождали и в боях, и в часы затишья.

Наряду с постоянной армией имамата в распоряжении наибов было еще народное ополчение, представлявшее собой своеобразный переменный состав, куда входили все жители аулов от 15 до 50 лет. Эти народные ополчения, вооруженные огнестрельным и холодным оружием, имели задачу защищать свои аулы от нападения царских колонизаторов и в особых случаях участвовать в походах Шамиля.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru