Город Грозный

Казаков А. И.

Власти, отправляя на Кавказ, и в особенности на левый фланг Кавказской линии - в крепость Грозную, «смутьяна», рассчитывали, что разжа­лованный не вернется оттуда - заболеет или по­падет под меткие пули горцев, боровшихся с цар­ским самодержавием, с его «новым курсом» внеш­ней и внутренней политики, направленной на по­давление революционного движения в Европе и в России, на жестокое усмирение солдатских мя­тежей, вызванных созданием военных поселений, крестьянских движений против крепостничества. Первыми испытали «теплоту» нового места ссылки декабристы, некоторых за различные про­ступки сослали сюда еще задолго до восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года.

Трудно сказать, кто из причастных к декабрь­скому восстанию людей, находившихся в начале 20-х годов на Кавказе, побывал в крепости Гроз­ной. Каждый из них, независимо от месторасположения штаб-квартиры полка, мог быть коман­дирован — один или с ротой, отрядом — на лю­бой участок Кавказской линии, в том числе на левый фланг. Однако известно, что Александр Раевский, привлекавшийся по делу о декабри­стах вместе со своим братом Николаем, числился в 1819—1820 годах адъютантом А. П. Ермолова и находился при нем во время строительства кре­пости Грозной. Всего было сослано и переведено из Сибири на Кавказ около семидесяти декабри­стов. Более двадцати из них бывали в Грозной, направлялись в нее командованием для участия в операциях.

Это декабристы Б. Бодиско, Н. Оржицкий, Н. Цебриков, А. Бестужев-Марлинский, В. Дивов, В. С. Толстой. В 1837 году некоторым декабри­стам, после отбытия двенадцатилетней каторги, холодная Сибирь была заменена на «теплую» — Кавказ. Среди них Н. Лорер, В. Лихарев, друзья и сослуживцы М. Лермонтова, А. Черкасов, бра­тья Беляевы, А. Вагелин, М. Назимов и другие. Они бывали и в крепости.

Для многих ссылка в «теплую Сибирь» оказа­лась роковой: сгорел в лихорадке А. Одоевский, погибли в схватках с горцами В. Лихарев, А. Бес­тужев-Марлинский, умер в госпитале станицы Червленной от ран, полученных при сражении на Фортанге, В. Дивов. На Кавказе декабристы находили к себе известное сочувствие. Лишенный дворянства, разжалованный в рядовые М. Пу­щин после приема его на Кавказе писал: «...Я уже с некоторой гордостью смотрел на свою сол­датскую шинель». Разжалованных приглашали в офицерское общество. Правда, такое было не вез­де и не всегда. Так, Петр Бестужев, попав в одну из глухих кавказских крепостей, где начальствовал «бурбон», не выдержал муштры, суровых условий жизни и лишился разума.

Сосланные царским правительством для унич­тожения на «погибельном» Кавказе декабристы и здесь в невероятно трудных условиях продол­жали дело, которое они отстаивали на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, — мужественно боролись за освобождение от гнета царской вла­сти русского и других народов, населявших Рос­сию. Они прониклись сочувствием к освободи­тельной борьбе горцев. Однако понимали, что у тех нет надежды на завоевание полной независи­мости. Считали, что единственный для них вы­ход — это, войдя в состав России, разделить ее судьбу. А за то, чтобы судьба Родины была как можно лучшей, они не щадили своей жизни. Со­бирая сведения о быте и обычаях кавказцев, они разоблачали измышления царской администра­ции, которая, оправдывая жестокие методы коло­низации, утверждала, что с ними-де иначе нель­зя, что в этом крае живут, мол, «дикие» племена, неспособные к развитию. Павел Бестужев, давая достойную отповедь одному из таких клеветни­ков, писал: «Молчать — значило бы согласиться. Я возразил...»

Сначала А. Пушкин, а затем писатель-декаб­рист А. Бестужев-Марлинский сделали очень многое, чтобы просветить русское общество насчет живущих на Кавказе народов. «Мы жалуемся, что нет у нас порядочных сведений о народах Кавказа..., — писал этот замечательный лите­ратор в первой русской газете на Кавказе «Тиф­лисские ведомости» 11 февраля 1831 года, — да кто же в том виноват, если не мы сами? Тридцать лет владеем всеми выходами из ущелий... и до сих пор офицеры наши вместо полезных известий вывозили с Кавказа одни шашки, ноговицы да пояски под чернью. Самые испытательные вы­учились плясать лезгинку, но далее этого — ни зерна...» И добавлял: «Для человека самое нуж­ное, самая поучительная статья есть человек, и нам бы хотелось лучше знать настоящие нравы, обычаи, привычки горцев...» Это был уже призыв не только к экономическим связям русского на­рода с горцами Кавказа, но и к духовному их сближению. Бестужев-Марлинский и его товари­щи по тайному обществу «видели Кавказ совсем в другом виде», не так, как воображали его себе царские сатрапы.

Колыбель поэзии классиков

Кавказ, и в частности крепость Грозная, сыг­рал немаловажную роль в становлении русской классической литературы. Недаром В. Г. Белин­ский назвал его колыбелью поэзии А. Пушкина и М.Лермонтова. И не только их, добавим от себя, но и А. Грибоедова, А. Полежаева, Л. Толстого и др.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru