Во II в. до н.э. сложилось и Албанское царство на территории современного Азербайджана, населенной тогда, преимущественно, племенами, близкородственными народам нагорного Дагестана. Впоследствии древние албанцы вошли в основном в состав азербайджанского, а также грузинского и армянского народов. Прямые потомки кавказоязычного населения Албании это, в первую очередь, удины (ути), неоднократно упоминаемые древними авторами, начиная с Геродота (V в. до н.э.), как одно из крупнейших албанских племен, а также "шахдагцы" и народы Южного Дагестана (лезгины и др.).
Государства Закавказья имели тесные культурно-экономические и политические связи с Древней Грецией, Малой Азией, Ираном, племенами Северного Кавказа. К числу наиболее ранних памятников, свидетельствующих о взаимоотношениях Кавказа с Элладой, относятся миф о Прометее, прикованном в кавказских горах1 , и сказание о путешествии аргонавтов за "золотым руном" в Колхиду. К V веку до н.э. на черноморском побережье Кавказа возникают первые города греков-колонистов. Одновременно городские центры появляются и в Рионской долине, уже в результате внутреннего развития Колхиды.
С I в. до н.э. в Закавказье распространяется политическое влияние Рима. На развалинах Колхидского царства в Рионской долине к началу II в. н.э. сложилось княжество западногрузинского племени лазов, а севернее Лазики возникли древнеабхазские племенные княжества.
На Северном Кавказе самым ранним государственным образованием, сложившимся на местной этнической почве (по-видимому, адыгской), считается Синдика (V-IV вв. до н.э.), хотя, возможно, это было лишь племенное объединение с зачатками государственности. На большей же части Северного Кавказа во второй половине I тысячелетия до н.э. еще господствовал общинно-родовой строй.
Тут на протяжении веков параллельно существовали два хозяйственно-культурных типа: степной и горный. Степные племена занимались кочевым или полукочевым скотоводством. По происхождению и уровню социально-экономического развития они, как правило, не отличались от современных им номадов восточноевропейских степей. Горцы же жили оседло, помимо скотоводства занимались и земледелием. Ближайшие аналогии культурно-бытовых особенностей северокавказских горцев находим у их соседей на южных склонах Большого Кавказа.
В середине I тысячелетия н.э. в странах Закавказья утверждаются феодальные отношения, укрепляется христианство, ставшее в первой половине IV века официальной религией в Армении, Грузии и Албании. Развивается культура. К V веку относятся первые памятники грузинской, армянской и албанской письменности.
В V-VI веках народы Закавказья ведут тяжелую борьбу против иранских и византийских завоевателей, а с VII века - против арабов, принесших на Кавказ новую религию - ислам. Арабское владычество окончательно пало в начале Х века, в результате народно-освободительных восстаний и внутреннего распада Арабского халифата. В Закавказье возникают многочисленные феодальные государства, среди которых к XI веку особенно выдвигается объединившаяся Грузия.