Выставка произведений художников Ингушетии

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →

Искусство - это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий давно минувших и нынешних. А это так важно сегодня ингушам, строящим свою республику.

Недавно прошедшая выставка молодых художников выявила целый ряд интересных имен. На выставке экспонировалось много самобытных картин, ярких и сочных по живописи, интересных по темам и сюжетам, верно подчеркивающих, что у ингушского изобразительного искусства растет добрая и талантливая смена. Здесь появились мастера кисти и декоративно-прикладного искусства, могущие смело и плодотворно работать, талантом и мастерством соперничать со старшим поколением. Это подчеркивали сами ингушские художники-старейшины. Они были зачарованы многими работами своих юных коллег и чистосердечно поздравляли их с этим успехом.

Посетители музея останавливались у картин и подолгу любовались произведениями Магомеда Оздоева "Родовая башня", "Дворик"; Багаудина Сагова "Амазонка", "Седой Кавказ"; Евы Гайтукиевой "Закат", "У реки"; Тархана Мальсагова "Луна над прудом", "Ущелье"; Батыра Картоева "За Тереком"; Азы Булгучевой "Осень"; Исы Аушева "Утро. Рассвет"; Махмуда Хаяури "Юность", "Скрипач".

Базоркина Аза Идрисовна. Розовое безмолвие. 1997.

Базоркина Аза Идрисовна. Розовое безмолвие. 1997.

Базоркина Аза Идрисовна. 1997.

Базоркина Аза Идрисовна. 1997.

Базоркина Аза Идрисовна. Изумрудная башня. 1995.

Базоркина Аза Идрисовна. Изумрудная башня. 1995.

Гайтукиева Ева Умаровна. Закат. 1996 г.

Гайтукиева Ева Умаровна. Закат. 1996 г.

 

 

Эта выставка показала, что возрождающееся ингушское изобразительное искусство на правильном пути, что наши художники тяготеют к национальным сюжетам и умело разрабатывают общечеловеческие темы добра, дружбы, благородства и правды.

Ингушское изобразительное искусство, как и искусство многих других малых народов, зарождается при Советской власти. Первыми ингушскими профессиональными художниками были Хаджи-Бекир Бачиевич Ахриев (1895-1940 гг.), Гази-Магомед Албастович Даурбеков (1902-1976 гг.). Еще до революции Х.-Б. Ахриев поступил в Строгановское художественное училище на скульптурное отделение. Вернувшись в Ингушетию после окончания училища в 1917 году, Ахриев включился в революционную борьбу - стал активным участником партизанского движения Ингушетии. И эта власть, которую он так рьяно защищал, затем в 1934 г. репрессировала его и отправила строить Беломор-Канал, где он и умер в 1940 году.

Даурбеков Башир Халитович. 3акат в Таргимской котловине. 1997 г.

Даурбеков Башир Халитович. 3акат в Таргимской котловине. 1997 г.

Даурбеков Башир Халитович. Рассвет. 1995

Даурбеков Башир Халитович. Рассвет. 1995

Даурбеков Башир Халитович. Ущелье. 1997 г.

Даурбеков Башир Халитович. Ущелье. 1997 г.

 

 

 

Ко времени ареста Хаджи-Бекиром было написано более 200 акварельных картин и этюдов, изготовлено большое количество произведений декоративно-прикладного искусства, было создано много живописных картин, скульптур больших и малых форм, с большим успехом он занимался и резьбой по кости.

Из богатого наследия творчества Х.-Б. Ахриева в Ингушетии ничего не осталось. Все пропало после его ареста, особенно после высылки ингушей в 1944 году. Говорят, что в частных коллекциях за пределами Ингушетии находятся его картины, акварели и некоторые произведения декоративно-прикладного искусства,  но натолкнуться на их след пока не удалось. Недавно выяснилось, что в Ставропольском государственном объединенном краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве находятся 9 акварельных его работ, три копии из которых руководство Ставропольского края подарило к 5-летию Республики Ингушетия.

Поэтому о творчестве Ахриева сегодня мы можем говорить только со слов людей, лично знавших и работавших вместе с ним или же по письменным отзывам на его картины, экспонировавшиеся в 1931 году в Ростове-на-Дону на Олимпиаде народов Северного Кавказа. В различных публикациях тех лет, сохранившихся до наших дней, очень тепло говорится о его картинах, таких как "Совнарком Горской Республики в горах 1919 г.", "Бой ингушей с деникинцами в 1919 г.", "Защита аула Эбан в 1830 г.", "Бой под селениями Сурхохи и Экажево", "Колхоз в горах", "Женщины, идущие на покос", "Храм Тхаба-Ерды", "Моление на Столовой горе" и др. Вот некоторые отзывы о его творчестве. Искусствовед Б.В. Веймарн: "Большой интерес представляет картина Х.-Б. Ахриева "Совнарком Горской Республики в 1919 году" - экспрессивная трактовка фигур, снежный вихрь, застилающий неясные очертания черной дороги и скал, композиционное развертывание сюжета по диагонали -придают изображению выразительность".

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru