Полонкоев Адам Мурадович. Возвращение. 1997
Полонкоев Адам Мурадович. Скачки. 1997 г.
Полонкоев Мурад Махиевич. Пуй. 1997 г.
Эсмурзиев Зелимхан Ахметович. Утро. 1998 г.
Зелимхан Эсмурзиев по специальности художник-дизайнер: Наиболее характерные его почерку, точные по теме и колоритные по цвету его картины "Геноцид" и "Бесконечный путь", посвящены трагической странице в истории ингушского народа - теме выселения. Заставляют подолгу стоять, думать и размышлять его "Вестницы", "Глаз", "Молитва Адама", "Стоянка Ноя" и др.
Трогательно творчество Хож-Ахмада Имагожева. Это, по-настоящему, самобытный, чисто национальный художник. Его темы - мифология, сюжеты нарт-орстхоевского эпоса, древней истории ингушского народа. Он работает интересно и с глубоким знанием истории своего народа, его фольклора, исторических фактов. Его даже можно в некоторой степени назвать летописцем истории ингушского народа. Картины Хож-Ахмада Имагожева сочны и колоритны, он создает запоминающиеся образы, примечательны такие его произведения, как "Калой кант", "Сеска-Солса с лаской", "Сарматка", "Амазонка", "Портрет девочки" и ряд других. Его творчество - это воссоздание, восстановление в памяти людей легендарных образов ингушских сказочных героев и исторических лиц. В трагических черных красках с отблеском красных пятен написана его картина "Гибель Магаса" - исторического ингушского города Магас, который сегодня строится и возрождается как новая столица Республики Ингушетия.
Имагожев Хож-Ахмад Абдул-Саламович. Ингушская девушка. 1995 г.
Имагожев Хож-Ахмад Абдул-Саламович. Сеска-Солса с лаской. 1986 г.
Эльдиев Руслан Алиевич. Барким. 1998 г.
Эльдиев Руслан Алиевич. Лейми. 1997 г.
Хорошо развивается в республике и декоративно-прикладное искусство. Здесь и чеканка, и резьба по дереву и кости, тут выделяется мастерство М. Полонкоева. Братья Хамчиевы и Накир Озиев хорошо зарекомендовали себя в резьбе по дереву. Интересное будущее у Оздоева Магомеда, самого молодого мастера по декоративно-прикладному искусству.
Особняком стоит творчество скульптора заслуженного художника ЧИАССР Руслана Израиловича Мамилова. Он работал в Грозном. В памяти людей навсегда сохранились его "Памятник пожарникам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Портрет космонавта Комарова", "Толстой в молодые годы", "Зелимхан Харачоевский", "Израил Арсамаков", "Портрет Багаудина Зязикова" и др. Это был мастер своего дела, тонко чувствующий материал и создающий достойные времени памятники и скульптурные портреты известных людей и понравившихся ему лиц. Но безжалостная смерть не позволила ему завершить задуманное. А задумок интересных и масштабных у него было много.
Тематика ингушских художников - это, как правило, горная Ингушетия, башенный край, ее неповторимая природа: горы, ущелья, альпийские луга, средневековые архитектурные комплексы, некрополи, его люди, новые стройки. Когда смотришь на их картины о горной Ингушетии, чувствуешь запах гор, цветение альпийских лугов, сырость и темноту горных ущелий, журчание горных рек и речек, очажный дым родовых ингушских башен, гортанный говор наших отцов и дедов, кто строил эти башни и жил в них. Все эти моменты читаются и слышатся в картинах М. Полонкоева, Т. Мальсагова, Р. Эльдиева, И. Барханоева, 3. Эсмурзиева, Д. Оздоева, сыновей М. Полонкоева - Адама и Зелимхана, Азы Базоркиной, Н. Кодзоева, Башира и Айшат Даурбековых и др.