Выставка произведений художников Ингушетии

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →

Даурбекова Айшат Халитовна. Старик у окна. 1995 г.

Даурбекова Айшат Халитовна. Старик у окна. 1995 г.

Даурбекова Айшат Халитовна. Нани в ожидании. 1995 г.

Даурбекова Айшат Халитовна. Нани в ожидании. 1995 г.

Мальсагов Тархан Ахметович. Луна над прудом. 1996

Мальсагов Тархан Ахметович. Луна над прудом. 1996

 

 

 

Е.И. Крупнов, известный кавказовед, академик, автор книги "Средневековая Ингушетия": "... Публикацией нескольких ингушских сказаний я бы хотел отдать дань глубокого уважения памяти безвременно погибшего в 30-е годы оригинального ингушского художника и замечательного человека Х.-Б. Ахриева, которому я обязан моим ранним и непосредственным знакомством с прекрасной природой Ингушетии и с образцами устного народного творчества ее народа". Халид Отаев, чеченский писатель: "По своему характеру Хаджи-Бекир Ахриев был молчаливым, необыкновенно вежливым человеком. Однажды я спросил у него, почему он мало пишет картины маслом. Хаджи-Бекир молча полез в карман и достал из него горсть миниатюр из слоновой кости. Здесь были брошки, медальоны, бляхи. Это была удивительно изящная, тонкая резная работа.

Хаджи-Бекир сказал мне: " Вот моя настоящая специальность". Любил он вырезать цветы. Запомнилась мне резная табакерка из слоновой кости и миниатюрный дракон, захвативший в лапы девушку".

Мухтаров, корреспондент газеты "Грозненский рабочий": "Ахриев - искусный резчик. Из-под его резца вышли изумительные миниатюры из слоновой кости и кабаньего клыка. Его работы поражают изяществом. Особенно поразительна миниатюра, изображающая танцевальщицу-горянку на крыше пудреницы. Прекрасен медальон из кабаньего клыка с изображением женского лица. Он воскресил искусство старых мастеров Чечено-Ингушетии".

Оздоев Дауд Османович. Священная груша. 1995 г.

Оздоев Дауд Османович. Священная груша. 1995 г.

Оздоев Дауд Османович. Античный миф. 1996 г.

Оздоев Дауд Османович. Античный миф. 1996 г.

Оздоев Дауд Османович. Кавказская легенда. 1995 г.

Оздоев Дауд Османович. Кавказская легенда. 1995 г.

Оздоев Дауд Османович. Натюрморт с гранатами. 1998 г.

Оздоев Дауд Османович. Натюрморт с гранатами. 1998 г.

 

 

 

Ахриев Хаджи-Бекир был талантливым мастером на все руки, замечательным человеком, отличным товарищем и другом, настоящим патриотом Кавказского края и родного народа. Он плодотворно работал в разных жанрах и видах искусства. Его арест и преждевременная смерть - это был огромный и невосполнимый удар ингушскому искусству и его народу.

Не менее талантливым художником был друг и товарищ Ахриева Гази-Магомед Даурбеков, выпускник ВХУТЕИНа, ученик Петрова-Водкина. Он также много и плодотворно писал акварельные картины о революционной борьбе и днях гражданской войны на Кавказе, писал портреты известных людей и делал карандашные зарисовки различных характерных лиц, иллюстрации повести Льва Толстого "Хаджи-Мурат". Замечательны его рисунки ингушских и чеченских истингов (ковров). Его произведения тоже пропали в период депортации ингушского народа, осуществленной сталинским режимом в 1944 году и продлившейся до 1957 года. Долгих и мрачных 13 лет. Правда, сохранилось несколько его акварелей на тему гражданской войны в Ингушетии. Это "Приезд С.Орджоникидзе в с. Сурхохи", "Насыр-Кортовский бой с деникинцами, в котором участвовали женщины", "Сбор ингушей на помощь Владикавказу", эскиз "Памятник Дошлако Мальсагову" и карандашный рисунок "Три беседующих старика".

Новая плеяда ингушских художников появилась только в 70-е годы. Но это были единицы. Скульптор Руслан Мамилов - выпускник Тбилисского высшего художественного училища им. Николадзе, ученик О. Мандаловой, затем выпускник Ленинградской Академии художеств Мурад Полонкоев, позже Зелимхан Эсмурзиев.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Кавказский натюрморт. 1996 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Кавказский натюрморт. 1996 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Красные ингуши. 1997 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Красные ингуши. 1997 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Одевание невесты. 1998 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Одевание невесты. 1998 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Охота. 1997 г.

Полонкоев Зелимхан Мурадович. Охота. 1997 г.

 

 

 

Имя заслуженного художника, а ныне и председателя Союза художников Ингушетии, Мурада Махиевича Полонкоева широко известно не только в Ингушетии, но и далеко за ее пределами. Его знают и любят в Грозном и Санкт-Петербурге, Москве и Алма-Ате, в Норвегии - здесь проходили его персональные выставки. Его произведения экспонировались в Краснодаре, Нальчике, Махачкале, Ставрополе. Здесь он участвовал в зональных выставках. Его картины и изделия декоративно-прикладного искусства находятся в музеях и частных коллекциях в разных городах и странах СНГ, а также за рубежом - в Норвегии, Швейцарии и Японии.

Мурад успешно и плодотворно работает в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Он окончил отделение монументальной живописи, учился у народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий А. А. Мыльникова. Репродукция его картины "Жизнь вайнахов" включена в каталог Академии художеств "Два века русской художественной школы". Фрагмент его произведения "Чабаны" находится в музее Академии художеств.

Самобытен и очень индивидуален творческий почерк Полонкоева в живописи. Особенно, когда он работает в технике и манере восточных миниатюр. Здесь он больше поэт, чем художник. Это ярко видно в композициях его картин, трактовке и обрисовке образов, колорите красок, больше похожих на роспись народных умельцев Палеха и Хохломы. В этом плане наиболее характерны его первые картины "Горская свадьба", "Жизнь вайнахов", "В партизаны", "У родника", "Приезд ветеринара". В другом стиле, другим почерком и в другом колорите написаны "У истоков дружбы", "Создание Красной Армии". Здесь он пользуется как широкими и размашистыми мазками, так и мелкими штрихами, близкими манере письма современных художников. Те и другие художественные средства в произведениях Полонкоева работают в согласии и единстве. Ни одна деталь у Мурада не лишняя, каждая работает на идею, тему и мысль.

Для художника Полонкоева важно гармоническое единство человека и природы, ему ближе всего природа горной Ингушетии и ее люди. Это ярко проявляется в его последних работах.

Его герои - люди добрые по натуре, порядочные и целеустремленные, нелегкой, даже трагической судьбы. Это ярко подчеркнуто в "Портрете отца", "Портрете брата", "Портрете женщины в красном", "Автопортрете", а также в его тематических портретах: "Кази-муллы", "А. Ганиева", "Байсангура Беноевского" и др.

Памятником при жизни Мураду можно считать его последние две масштабные работы, выполненные им уже в Ингушетии. Это оформление могилы замечательного ингушского писателя Идриса Базоркина, классика при жизни, автора бессмертного романа "Из тьмы веков", находящейся в древнейшем ингушском архитектурном комплексе "Эгикал", и проект Мемориала "Геноцид", посвященного жертвам репрессий ингушского народа.

Удивительно талантливы Зелимхан Эсмурзиев и Дауд Оздоев. Первый окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, но а Дауд Оздоев учился живописи в мастерских ленинградских художников Н.С. Суханова, В.И. Суворова, Н.Г. Лебедева и у заслуженной художницы СССР Т.К. Добровольской. Он является членом художников галереи "РОССИ" г. Санкт-Петербурга. Совместно с Н.Г. Лебедевым и Т.К. Добровольской реставрировал дом-музей композитора Римского-Корсакова в г. Тихвине Ленинградской области. С большой любовью и уважением Дауд относится к творчеству фламандских, итальянских, голландских художников. Он сделал несколько копий Рубенса, Дюрера, Дитриха и др. Его произведения экспонировались в Америке, Финляндии, Германии, во Владикавказе, Санкт-Петербурге, персональная выставка состоялась в 1996 г. в Ингушском государственном музее изобразительных искусств. Имела огромный успех.

О его творчестве Генеральный продюссер центра "РОССИ" Л. Фляш пишет: "Его работы волнуют и завораживают, заставляют возвращаться к ним снова и снова. Гармония цвета, доведенная до совершенства техника, основанная на изучении живописи старых мастеров путем создания многочисленных копий... В его произведениях прослеживается национальные корни истории ингушского народа, они интересны по теме, композиции, цвету. "Портрет матери" - это и ностальгия по родному краю, это и мечта о счастье. Поэтому она волнует, заставляет всматриваться и размышлять, сопереживать вместе с художником". Точно такие же ассоциации вызывают его "Ущелье реки Асса", "Кавказская легенда", "Священная груша" и др. Удивительно сочны и привлекательны его натюрморты "Натюрморт с вазой и котом", "Котенок на столе".

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru