Вайнахи

Анчабадзе Г. З.
Перейти к странице:
← предыдущая следующая →

Первым профессиональным художником чеченского происхождения был академик живописи П. Захаров (1816-1846), или "Чеченец из Дади-Юрта", как подписывал он свои произведения. Захаров действительно происходил из этого аула, разгромленного в 1819 году карательным отрядом. Подобранный из-под тела убитой матери сердобольным русским солдатом, он получил образование в России, закончил Петербургскую академию художеств. Его портреты пользовались большим успехом, но жизнь он прожил в нужде и рано умер от туберкулеза.

Самобытная музыкальная и театральная культура вайнахских народов связана с именами Магомета Магомаева (1881-1917), Муслима Магомаева (1885-1937), Назарбека Шерипова (1883-1920). В конце XIX - начале ХХ века появились и первые журналисты-вайнахи, отстаивающие в своих статьях интересы бесправного горского крестьянства.

До XIX века у вайнахов не существовало своей письменности, если не считать ее зачатков в виде элементов идеографического и пиктографического письма, сохранившихся на древних памятниках, башнях и склепах, в виде множества рисунков и знаков, значение которых давно утеряно. Первые попытки создания вайнахской письменности относятся к периоду существования чечено-дагестанского имамата. Пионером в этом деле был один из наибов Шамиля в Чечне, аварец Лачинилау, пытавшийся приспособить арабский алфавит к чеченскому языку. В дальнейшем попытки создания национальной письменности на основе арабской графики предпринимались в конце XIX и начале ХХ века. С 1900 года стали выходить произведения на родном языке, написанные чеченским алфавитом, созданным на арабской основе. В целом реформированная арабская графика оставалась практически действующей в Чечне до 1925 года.

Во второй половине XIX века создать чеченскую письменность старалась также русско-европейская академическая наука. Так, в 1856 году академик А.Шифнер составил чеченский алфавит на основе латинского, в 1861 году был выпущен букварь русского ученого Бартоломея на чеченском языке, а в 1862 году известный русский языковед П. Услар создал чеченский алфавит из 37 букв на основе русской графики. Недостающие буквы он заимствовал из латинского и грузинского алфавитов.

Однако чеченские алфавиты, существовавшие в досоветское время, не получили широкого распространения в народе, подавляющая часть которого из-за острой нехватки светских школ, оставалась неграмотной. Ликвидация массовой неграмотности населения - уже достижение советской власти.

Заканчивая тему вайнахской письменности, коротко добавим, что после установления советской власти в Чечено-Ингушетии письменность вайнахских народов стала развиваться на основе латинской графики (ингушский алфавит создал в 1920 году известный исследователь вайнахских языков ингуш З. Мальсагов). В 1934 году чеченский и ингушский алфавиты былы унифицированы, а спустя еще несколько лет унифицированный вайнахский алфавит, как и алфавиты большинства народов СССР, был переведен на русскую графическую основу.

Таким образом, к началу ХХ века у вайнахов появилась национальная интеллигенция, стали развиваться письменность и искусство, основанное на самобытной чечено-ингушской культуре.

Перейти к странице:
← предыдущая следующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru