Вайнахи

Анчабадзе Г. З.
Перейти к странице:
← предыдущая следующая →

Горцы на промыслах, заводах и стройках выполняли исключительно "черную работу". Царизм намеренно сохранял барьеры между рабочими русской и кавказских национальностей. Этническая дискриминация дошла до того, что в 1891 году начальник Терской области, генерал Коханов, издал постановление, запрещающее проживать в черте города всем чеченцам и ингушам, не состоящим на государственной службе. Вайнахи были изгнаны из Грозного. Прошло много лет, прежде чем им снова разрешили селиться в городе.

Социально-экономическая напряженность и межнациональные противоречия, искусственно разжигаемые властями, нередко приводили к вооруженным стычкам между вайнахами и казаками. Во время российской революции 1905-1907 годов дело чуть ли не дошло до массовых столкновений. Интересно, что на одном из секретных отчетов начальника Терской области, в котором сообщалось, что стычки казаков с чеченцами и ингушами приносят большой материальный ущерб и человеческие жертвы, император Николай II написал: "По моему мнению, именно это средство и поддерживает в терских казаках их старую дедовскую удаль, а посему принимать меры к смягчению обстановки нет никакой надобности".

* * *

Несмотря на политику царизма, направленную на подавление национальной самобытности "туземцев", вхождение в державу европейского типа объективно способствовало сближению вайнахов с передовой европейской культурой. Задачи колониального освоения Кавказа вынуждали империю выделять средства для изучения местного населения. Поэтому русские ученые внесли большой вклад в развитие кавказоведения, в частности, изучения истории, языка и культуры вайнахов. Многие выдающиеся деятели русской литературы и науки, побывав на Кавказе, в том числе на территории Чечни и Ингушегии, оставили свой след в истории взаимоотношений и культурных связей русского и местных народов.

В 70-х годах XIX века уже появляются первые этнографические труды, написанные самими вайнахами. Так, в 1872 году появилась работа историко-этнографического характера "Чеченское племя", автором которой являлся бывший царский офицер чеченской национальности Умалат Лаудаев (1827-?).

Одновременно публикует свои труды видный деятель вайнахской культуры, ингуш Чах Ахриев (1850-1914). Выходец из горной Ингушетии, Ахриев в семилетнем возрасте был взят как заложник (аманат) во Владикавказскую крепость. Затем получил хорошее образование в России. Его перу принадлежит ряд очерков и статей по культуре, быту и устному народному творчеству вайнахских народов.

Интересна деятельность и другого ингушского просветителя - Асламбека Базоркина (1852-1890). Базоркин хорошо знал свой родной край и много писал о своем народе. Его художественный очерк - "Горское паломничество" (1873 г.) рассказывает о древних ингушских обрядах и обычаях. В центре повествования рассказ о путешествии на священную гору Мятцели и моление божеству солнца, свидетелем и участником которого был автор.

Заслуживает внимания также деятельность Албаста Тутаева, создавшего в 1881 году "Галгаевский календарь", где приведены наименования всех 12 месяцев на ингушском языке.

Перейти к странице:
← предыдущая следующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru