После смерти Петра правящие круги России на время приостановили широкомасштабное наступление на горцев, хотя продолжали укреплять терскую кордонную линию, строить новые крепости-опорные пункты. Происходили также отдельные стычки с кавказскими народами, в том числе и с чеченцами. Н.Покровский началом борьбы с чеченцами за захват чеченской плоскости считает 1739 год, когда из нижнетеречных станиц была образована сплошная укрепленная линия, опиравшаяся на город-крепость Кизляр. В 1758 году на чеченцев, которые "совсем оказались противными российской стороне", ходил в поход кизлярский комендант генерал Фрауендорф. Неравенство в силах вынуждало отдельные вайнахские общества изъявлять покорность империи и выдавать в знак верности аманатов (заложников), однако эта зависимость носила поверхностный характер и не приводила к реальному подчинению горцев.
Новая активизация наступательной политики на Кавказе наблюдается с восшествием на российский престол Екатерины II (1762-1796). Закладка Моздокской крепости в 1763 году вызвала ряд столкновений с кабардинцами, а в результате победы над турками в войне 1768-1774 годов Российская империя уже прочно овладела Азово-Каспийским междуморьем и повела планомерное наступление на горские народы, жившие южнее. В частности, на чеченцев еще в 1770 году было совершено три похода, с целью привести их в "подданическое повиновение". Начинается многолетняя вооруженная борьба, вошедшая в историю под названием Кавказской, или Русско-горской войны. Со стороны горцев эта была справедливая война и велась она главным образом силами чеченцев, народов горного Дагестана и адыго-абхазской группы. Остальные народы Северного Кавказа, в том числе и ингуши, от участия в войне, в целом, воздержались. В боевых действиях против русских войск от них участвовали только отдельные лица или небольшие группы, а массовые вооруженные выступления, если и имели место, то носили эпизодический характер.
5. Чеченцы и ингуши в Кавказской войне
Начало Кавказской (Русско-горской) войны датируют по-разному, в основном в пределах первой четверти XIX века, но, по нашему мнению, начало ее следует относить к 80-м годам XVIII века, когда разрозненное сопротивление царизму вышло за пределы отдельных областей (Закубанье, Кабарда, Чечня, Дагестан) и приняло, по существу, общесеверокавказские масштабы, с четкими религиозно-политическими лозунгами.
Так, весной 1785 года в Чечне появился мусульманский проповедник - шейх Мансур, или Ушурма, который, стремясь объединить горцев для борьбы с царскими колонизаторами, в своих публичных выступлениях призывал их к газавату, или "священной войне" против "неверных". Таким образом, идеологической основой, позволившей частично консолидировать в антиколониальной борьбе разноплеменное и политически разобщенное кавказское население, стал ислам.
Ислам на Северном Кавказе (в Дагестане) стал распространяться еше во времена Арабского халифата, но его утверждение в качестве господствующей религии для большинства местных народов - значительно более позднее явление. Так, к вайнахам на плоскость и в предгорья это учение, по-видимому, проникло не ранее XV-XVI веков, а в нагорной части Чечни и Ингушетии влияние мусульманства было слабым и в XVII-XVIII веках. Известно, что ингушские старейшины присягали в XVIII - начале XIX века не на Коране, а именем своих языческих богов, хотя к этому времени мусульманство уже бытовало среди определенной части ингушей.