Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →

Бывает она плоская и объемная. В творчестве многих поколений народных мастеров сложилась высокая художественная культура резьбы по дереву, в том числе скульптуры, имеющей глубочайшие корни. Известный путешественник Ибн Фадлан, описывая жертвоприношения русских купцов своим богам на берегах Волги в 922 году, упоминает о деревяшке, у которой имелось «лицо, похожее на лицо человека, вокруг... маленькие изображения, позади... высокие деревяшки, воткнутые в землю».
Искусством украшения резным орнаментом деревянных бытовых предметов владели мастера Горьковской, Кировской и Московской областей, а в последней особенно — абрамцево-кудринские мастера.

У. Нинциев. У родника. Рог.

У. Нинциев. У родника. Рог.

У. Нинциев. Мелодии гор. Рог.

У. Нинциев. Мелодии гор. Рог.



 

Виртуозом резьбы по дереву в Чечено-Ингушетии является Ильяс Дутаев, закончивший Абрамцевское художественное училище. Учеба у знаменитых педагогов, совершенствование мастерства и техники резьбы по дереву сделали его незаурядным исполнителем. Его шахматы экспонировались на юбилейной выставке «Советский Юг — 69» и получили высокую оценку. Каждая фигурка — человечек с особыми национальными чертами — отработана и является вполне законченной по замыслу и технике исполнения. Очень выразительными оказались пешки. Это простой люд — хлеборобы и ратники в национальных костюмах. Работая над этой партией шахмат, автор целиком и полностью отдавался чувству мягкого юмора, навеянного народными сказками, притчами и анекдотами. Все фигуры от «малого» до «великого» лукавы и задорны, а вместе как истинные горцы полны собственного достоинства.
Ясность мысли, композиции, пластика и мастерство исполнения — результат длительного труда и глубокого изучения традиций своего народа, а также анализа большого количества фольклорных материалов.
Следует  сказать,   что  затронутые  нами   вопросы,   на  наш  взгляд, нуждаются  в  популяризации,  а  художественные  промыслы — в  широком  производстве.    Это  нашло    должное    отражение    в Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971—1975 годы, где сказано: «...увеличить объем производства продукции местной  промышленности  в  1,7 раза,  существенно расширить производство  высококачественных изделий  художественных  промыслов, сувениров, мелких хозяйственных изделий, необходимых в быту, и других товаров народного потребления, максимально используя для этой цели местные ресурсы сырья и материалов».
Данная работа является первым шагом теоретического осмысления процесса развития народного декоративно-прикладного искусства чеченцев и ингушей. Мы лишь в самых общих чертах коснулись взаимосвязи художественных приемов и материала, а также эстетической и утилитарной функций произведений народного искусства.
Авторы будут признательны всем, кто выскажет свои пожелания и замечания, которые будут учтены при дальнейшей работе над этой весьма актуальной темой.

И. Дутаев Шахматные  фигуры. Резьба по дереву.

И. Дутаев Шахматные фигуры. Резьба по дереву.

И. Дутаев. Резьба по кости.

И. Дутаев. Резьба по кости.

И. Дутаев. Шахматы. Резьба по дереву.

И. Дутаев. Шахматы. Резьба по дереву.

Надмогильный  памятник. Металл. с. Урус-Мартан

Надмогильный памятник. Металл. с. Урус-Мартан


 


 

Селение Эрзи. Надмогильный памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Селение Эрзи. Надмогильный памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Селение Эрзи. Надмогильный памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Селение Эрзи. Надмогильный памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Надмогильный памятник. Резьба по  камню. с. Гойты,  Шалинский район

Надмогильный памятник. Резьба по камню. с. Гойты, Шалинский район

Надмогильный  памятник. Резьба по камню. с. Атаги, Шалинский район.

Надмогильный памятник. Резьба по камню. с. Атаги, Шалинский район.

 

 

Наличник оконный. Резьба по дереву. Шалинский район.

Наличник оконный. Резьба по дереву. Шалинский район.

Нагрудник женский. Серебро,  чернь,  металл,  монеты. Чечено-Ингушский  краеведческий музей, г. Грозный.

Нагрудник женский. Серебро, чернь, металл, монеты. Чечено-Ингушский краеведческий музей, г. Грозный.

Кинжал. Серебро, чернь, гравировка. Чечено-Ингушский краеведческий музей,  г. Грозный.

Кинжал. Серебро, чернь, гравировка. Чечено-Ингушский краеведческий музей, г. Грозный.

Женский   пояс,   пластинчатый. Серебро,   чернь,   гравировка. Чечено-Ингушский краеведческий музей, г. Грозный.

Женский пояс, пластинчатый. Серебро, чернь, гравировка. Чечено-Ингушский краеведческий музей, г. Грозный.

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru