Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →

Надмогильный   памятник Резьба по камню, с. Урус-Мартан.

Надмогильный памятник Резьба по камню, с. Урус-Мартан.

Художественная обработка камня, дерева, кости и серебра свое развитие на Кавказе вообще и в Чечено-Ингушетии в частности получила с древних времен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, проведенные известными исследователями В. Ф. Миллером, Е. И. Крупновым, Г. Н. Чубинашвили, В. Б. Виноградовым, М. Азиевым и многими другими. В числе старинных памятников Чечено-Ингушетии уникальный архитектурный ансамбль средневековых башен аула Эрзи, башенные постройки в селениях Фалхан, Лежг, Эгикал, Хайбахой, Уш-калой, Хой, в хуторах Пакоч и Дёре, знаменитый храм Тхаба-Ерды, большое количество жилых домов небашенного типа.
Особое место в художественной обработке камня занимают надгробные памятники. Основной формой этих памятников, кроме сундукообразных, является вертикальная плоская каменная плита трапецеидальной или прямоугольной формы высотой от одного до двух метров со скошенными наподобие кровли прямоугольными либо криволинейными верхними краями, покрытая плоскорельефным высеченным рисунком, который иногда оттеняется красочной расцветкой. Эти углубления фона и первоначальная поверхность камня, выражающая узор, постоянно находятся в гармоническом равновесии между собой. Такая надгробная плита называется стелой (чурт). Бывают случаи, когда верхняя часть плиты высекается в форме плечей и головы человека.
Конкретные образы, порожденные конкретной бытовой и исторической обстановкой, требовали соответствующих средств выразительности. Даже процесс изменения формы надгробий и орнамента в различных районах Чечено-Ингушетии проходил по-разному. Кроме надписей, которые имеют место в надгробных памятниках на арабском языке с элементами арабского стиля, а также надписей, роднящих их искусство с искусством византийским, на стелах мы наблюдаем схематичные изображения солнца, полумесяца, креста, лука и стрел, звезд, волнистых линий, развивающихся в прямом и обратном направлениях, полосок, поясков, растительного орнамента и т. д.
Оформление стел зависит от пола покойного. На мужских памятниках изображены вещи, которыми пользовался мужчина. На женских — чаще предметы домашнего хозяйства. Изображались также мужские и женские национальные костюмы.
Какой бы ни была форма надгробного памятника или его орнамента, он всегда носит либо изобразительный и декоративный характер, либо смысловой. Каждый памятник имеет свой смысл, свое содержание, которое дополняется и закрепляется вспомогательными деталями.
Надмогильный   памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Надмогильный памятник. Резьба по камню. Назрановский район, с. Гамурзиево.

Резьба по камню производилась вручную металлическими инструментами. Метод исполнения был самый различный: плоский с низким и высоким рельефами, пластический и линейнографический. По форме и содержанию, методу исполнения близкими чечено-ингушским являются памятники и орнаменты, ковры народов Дагестана.
В становлении чечено-ингушского искусства определенную роль играли взаимные влияния культур соседних народностей, но всегда оставалась незыблемой местная подоснова — самобытно-национальная особенность эстетического восприятия жизни. Надгробные памятники Дагестана оформляются с четырех сторон, и это дает основание сблизить их с азербайджанскими, а памятники у чеченцев и ингушей — с трех сторон: лицевой и двух боковых. И если в прошлом все надписи на стелах выполнялись только на арабском языке, то в настоящее время часто надписи делают на чеченском, ингушском и русском языках.
Форма и содержание орнаментов, применяемых на жилых домах и башнях в Чечено-Ингушетии, несколько отличны друг от друга в зависимости от типа и размера дома, планировки квартиры, формы и размера наличников окон и дверей, интерьера, балконов, консолей карнизов и даже мебели.
Материалом для резьбы орнаментов служили камень и дерево. Занимались этим резчики по камню. В деревянных орнаментах часто использовались элементы орнаментов ковров и стел. Метод исполнения — самый примитивный.
Народный костюм у чеченцев и ингушей имеет свои особенности, отличающиеся от костюмов народов Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. С развитием в XIX—XX веках золотошвейной вышивки ею стали украшать одежду, шапочки, пояса и др. Даже внутри нашей республики в отдельных районах и аулах можно наблюдать иной подход и некоторую разницу в крое, цвете и вышивке, использовании различных украшений.
Художественная обработка металла, кости и дерева также имеет свою историю. У чеченцев и ингушей ювелирное искусство по серебру находится на достаточно высоком уровне. Всевозможные украшения и предметы быта из бронзы, а затем серебра с позолотой: браслеты, кольца, серьги, пряжки, кинжалы, пояса, кувшины, амулеты в виде фигур животных и ряд других — были широко распространены среди горцев, о чем свидетельствуют археологические раскопки.
Резьбой по кости, металлу и дереву с увлечением занимается незаурядный мастер Умар-Паши Нинциев. Этому ремеслу он посвятил более пяти лет. Художник идет в ногу с современностью. Он удачно сохраняет естественные и природные свойства материала, не теряя его физических качеств. Умар-Паши увлекается не только сувенирами, хотя это занимает в его творчестве значительное место. Мастер создает тематические композиции, отображающие жизнь и быт чечено-ингушского народа. Несмотря на сложность обработки рога, в руках Нинциева пластическое состояние материала не теряет своей силы, а, наоборот, становится более выпуклым, декоративные композиции— более динамичными, в них с особым ювелирным оттенком подчеркнут характер настроения. Все его работы самобытны. Темперамент, законченность композиции, блестящие художественные образы, виртуозность исполнения — главное в творчестве Умара-Паши Нинциева. Это прослеживается и в групповой скульптуре «Мелодии гор», в которой художник очень тонко уловил ритм и движение танца, и в «Беседе», и в сцене «У родника», где обычно происходят традиционные свидания сельской молодежи, и в скульптуре «Танец», в котором темпераментные танцоры, как вихрь, опережают друг друга. Этот далеко не полный перечень говорит о большом мастерстве молодого художника.
Дерево — одно из самых доступных материалов. Из него строили дома, изготовляли орудия труда, архитектурные «кружева» и различные бытовые изделия. Резьба по дереву — традиционный вид не только русского, но и национального народного декоративного искусства.

Перейти к странице:
← предыдущаяследующая →
 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru