Сальмурзаев Магомед Сальмурзаевич

(1900-1958)

Родился в селении Старые Атаги в семье крестьянина. М. Сальмурзаев - первый переводчик произведений русских писателей на чеченский язык, писатель, с именем которого связано зарождение жанра рассказа в чеченской литературе.

М. Сальмурзаев учился в духовной школе. В этой связи небезынтересно вспомнить один факт из его биографии. Старейший чеченский поэт и писатель М. Мамакаев, бывший ученик М. Сальмурзаева, одно из стихотворений, которое называется «Мечта», посвятил своему учителю. Эпиграфом к стихотворению стоят слова: «Мой тезка Магомед Сальмурзаев, муталим Староатагинского медреса, в 1910 году совершил смелую попытку полететь на самодельных крыльях с минарета мечети. За это Магомед был исключён из медреса, а крылья его были сожжены».

Первый серьезный конфликт с мусульманским духовенством явился толчком, который способствовал началу его критического отношения к их учению. А затем он окончательно порвал с религией. Его все больше:

Манило сияние звезд,
В крови закипало бунтарство,
И тезка вставал во весь рост,
Не зная сомненья и страха.

Трудовая деятельность М. Сальмурзаева началась в 1920 году. В 1920-1922 годах он работал в Атагинской начальной школе, затем два года являлся инспектором Чеченского облоно. Хорошо зная русский язык, он был одновременно и переводчиком издательства «Серло».

С 1925 по 1928 год преподавал родной язык на курсах в Горячеводске и в Грозном, сотрудничал в газете «Серло».

С 1928 по 1930 год М. Сальмурзаев заведовал аульским отделом издательства «Серло». В 30-х - начале 40-х годов работал в системе просвещения, в редакциях районных газет.

В 1944-1957 годах трудился на строительных объектах Казахстана.

Литературная деятельность М. Сальмурзаева началась еще до появления родной письменности. В 1923 году на основе арабской графики он написал первый на чеченском языке рассказ «Кхетаме Хьамид» («Сознательный Хамид»), впоследствии его переиздали на основе латинской графики.

Было вполне закономерно, что главной темой своего творчества М. Сальмурзаев с самого начала избрал тему разоблачения духовенства и приобщения народа к новой жизни.

Сюжет рассказа несложен. Религиозный Мурда не хочет, чтобы его сын Хамид посещал новую школу и усваивал «безбожную грамоту». Но и Хамид не желает посещать арабскую школу. Между отцом и сыном происходит столкновение. Писатель показывает, что, по сути, это столкновение двух идей - новой и старой. Рассказ завершается тем, что Мурда убеждается в бесплодности религиозного учения и отдает своего сына в новую школу, чтобы из него вырос полезный обществу человек.

Основной темой творчества М. Сальмурзаева всегда оставалась тема сатирического разоблачения духовенства. Например, в рассказе «Моллин зулам» («Преступная деятельность муллы») писатель нарисовал людей, мешающих социалистическому преобразованию национальной жизни.

М. Сальмурзаев первым из чеченских писателей начал писать для детей. Хотя его детские книжки представляли собой литературные обработки фольклорных рассказов, они сыграли важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В 30-х годах М. Сальмурзаев опубликовал в периодической печати ряд рассказов, сатирических зарисовок, активизировалась его деятельность переводчика.

Произведения М. С. Сальмурзаева

на чеченском языке

  • Берийн туьйранаш. Соьлжа-ГIала, Нохчийн изд-во «Серло», 1928.
  • Кхетаме Хамид. Соьлжа-ГIала, Нохчоблзорб «Серло», 1930.
  • Моллин зулам. Соьлжа-ГIала, Нохчоблзорб «Серло», 1930.
  • Нохчийн ира дийцарш. Соьлжа-ГIала, Нохчоблзорб «Серло», 1930.
  • Берийн туьйранаш, хабарш. Соьлжа-ГIала, Нохчоблзорб «Серло». 1930.

Литература о творчестве М. С. Сальмурзаева

на чеченском языке

  • Туркаев Хь. Нохчийн хьалхара дийцархой. «Орга», 1968, № 1.

 

Из книги А. У. Мальсагова и Х. В. Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии». 1969 г.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru