Бадуев Саид-Селах Сулейманович

(1904-1937

Родился в 1904 году в Грозном в семье мелкого торговца.

С именем Сайда Бадуева связаны лучшие достижения чеченской советской литературы 20-30-х годов. Поэт, прозаик и драматург, он является основоположником этой литературы.

Труден но чрезвычайно интересен путь становления Бадуева-писателя, одного из ярких представителей национальных художников народов Северного Кавказа, получивших возможность творческого самовыражения лишь после Октября. Вся жизнь С. Бадуева заполнена творческой отдачей и накоплением новых знании. Так говорят его современники, об этом свидетельствует его творческое наследие.

Окончив в 1922 году кооперативные курсы, Бадуев работает в системе кооперации. Потом учится на курсах учителей и некоторое время преподает в школе, а затем целиком посвящает себя литературной работе.

Ряд произведений, написанных им в 20-х годах, говорит о незаурядных дарованиях, умении правдиво изобразить прошлую жизнь народа, происходившие в дореволюционном чеченском ауле острые социальные противоречия. Яркие индивидуализированные типы, выведенные писателем в произведениях «Голод», «Огненная гора», «Адаты», свидетельствовали о быстрой творческой эволюции Бадуева. Из ученика он превращался в учителя. Молодые чеченские писатели, входящие в литературу, опирались прежде всего на его художественный опыт.

Творческие возможности у С. Бадуева были обширны. Одновременно он писал в прозе, драматургии и поэзии. И во всех этих жанрах он достиг значительных успехов. Так, от бегло намеченных характеров и конфликтов ранних рассказов С. Бадуев в последующих произведениях сумел перейти к наиболее важным проблемам жизни народа в период становления его на социалистический путь развития, нарисовать образы защитников революции, новых людей.

В большинстве прозаических и драматических произведений С. Бадуева события развертываются в предреволюционные годы. В них действуют подлинно народные герои.

В 1930 году С. Бадуев пишет роман «Петимат». По охвату жизненных коллизий этот роман многогранен. В нем впервые в чеченской литературе писатель нарисовал яркий, самобытный образ чеченской девушки, вставшей на защиту своих человеческих прав. Петимат - натура тонкая, умная, честная и благородная. Она непримирима к врагам народа - муллам и шейхам.

Наряду с Петимат в романе выведены и образы народных защитников, которые уже твердо знают, какие идеи нужно отстаивать, чтобы ниспровергнуть существующий строй. Писатель показывает, как идеи революции входят в сознание угнетенных властью трудовых людей. Верный исторической правде, он рисует, как старому противостоит не одна личность, в данном случае Петимат, но и массы народа.

Таков был первый в чеченской литературе роман С. Бадуева - роман социальный, обнажающий прежде всего реакционную сущность царизма и религии.

После романа «Петимат» С. Бадуев создает основанную на реальных исторических событиях героическую драму «Красная крепость». В ней он показал себя большим, созревшим художником слова. В этой пьесе героям и движут конкретные революционные идеи, которые объединяют в единый интернациональный лагерь чеченцев, русских, украинцев, ингушей и представителей других народов. Пьеса, поставленная на сцене театра, сыграла громадную роль в пробуждении сознания народных масс.

Пьесы, очерки и рассказы С. Бадуева о социалистическом строительстве пронизаны также пафосом революционной борьбы за становление и утверждение новой действительности и нового человека. Примечательна в этом отношении пьеса «За большевистский сев» и очерки «Новые люди», «Тракторист Жунид».

Но прошлую и настоящую действительность С. Бадуев осмысливает не только в прозе и драматургии. Бадуев - по своей сути поэт. Он еще в 20-е годы первым обратился к внутреннему миру нового человека. Его интересовал не столько духовный мир героя, сколько его отношение к обществу. Для многих его стихов и поэм характерен глубокий драматизм, предопределенный социальной непримиримостью между двумя классами: бедными и богатыми.

С. Бадуеву-поэту больше, чем кому-либо другому из чеченских поэтов, свойственно умелое переплетение темы труда, нового человека, социальной жизни с темой революции.

Теме колхозного строительства, помимо многочисленных произведений других жанров, посвящен отдельный сборник стихов С. Бадуева, который так и называется «Колхозные песни». В них мы находим созвучные времени ритмы и образы.

Широкое освещение в его поэзии получает и тема индустриализации страны. Он полон уверенности в победе социализма.

Поэтическое слово Сайда Бадуева является как бы барометром его эпохи. Мимо ищущей натуры поэта не проходит ни одно явление советской действительности. Он был чутким к социальным изменениям своего времени художником. Его радости и боли в стихах выливались до конца, без остатка. Радость поэта ощущается при виде больших перемен, происшедших после Октября, боль и ненависть - при виде религиозных шарлатанов, стоявших на пути народа, мешая в его продвижении вперед. Поэтому не случайно частое обращение поэта к теме революции. Бадуев разъяснял народу права на духовную свободу, данные ему революцией, на героических традициях воспитывал новое поколение в духе преданности делу революции.

Пожалуй, лучшим поэтическим творением С. Бадуева является его поэма «Партизаны». В ней проявилось большое художественное мастерство поэта, его умение создать образы идейно убежденных людей (например, Берда и Бекбулата), готовых отдать свою жизнь за победу нового советского строя.

С революционной героикой в творчестве Бадуева неразрывно связаны патриотические, антивоенные мотивы.

В первой половине 30-х годов С. Бадуев издал три поэтических сборника. Вошедшие в них произведения представляют собой большой интерес.

Творческий путь основоположника чеченской советской литературы С. Бадуева продолжался немногим более десяти лет, однако за это время он успел написать много пьес, роман, много повестей и рассказов, поэм и стихотворений и вывел чеченскую литературу в ряд развитых младописьменных литератур народов нашей страны.

Член ССП с 1934 года

Произведения С.-С. Бадуева

на чеченском языке

  • Мацалла. Повесть. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1925.
  • Iимран. Повесть. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1926.
  • ЦIеран арц. Повесть. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1929.
  • Дайн Iедал (в соавторстве с И. Эльдархановым). Пьеса. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1929.
  • Iадаташ, I дакъа. Дийцарш. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1930.
  • Iадаташ, 2-3 дакъош. Повесть, дийцарш. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1930.
  • Хабарш, иллеш, поэмаш. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», ПетIимат. Роман. I-ра дакъа. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Серло», 1930.
  • Тракторхо Жунид. Очерк. «Советан Нохчичоь», Соьлжа-Пала, 1932. № 1.
  • Большевикаллийца ялта дерехьа. Пьеса. Соьлжа-ГIала, «Серло». 1932.
  • Колхозан иллеш. Стихаш. Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, «Сердо», 1933.
  • Ши малх. Поэма. «Ит бIаьсте», Соьлжа-Пала, 1933.
  • Керла нах. Очерк. «Нохчийн яздархойн дош», Соьлжа-Пала, Нохчоблзорб, 1934.
  • ПетIимат. Поэмах цхьа дакъа. «Кхиам», Соьлжа-Пала, 1934, № 1.
  • Вайн беш. Стихаш, поэма ш, эшарш. Соьлжа-ГIала. Нохч-гIалгIиздат, 1935.
  • Хаьржинарш. Романандакъий, повесташший, дийцаршший, пьесий. Грозный. Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1960.
  • Повесташ, дийцарш, пьесаш. ХIоттийнарг, предислови язйинарг М. Сулаев. Грозный, Нохч-ГIалгIайн книжни изд-во, 1964.

на русском языке

  • «Два солнца», «Сестра», «Довольно», «Нефть», «Скорбь о великой утрате». Стихи. - В сб.: Поэты Чечено-Ингушетии. М., ГИХЛ, 1935.
  • «Отец и сын», «Парашютистка». Стихи. - В сб.: Поэты советской Чечено-Ингушетии. Пятигорск, 1937.
  • «Царскому времени», «Нет, не могу молчать», «Отец и сын», «Гора». Стихи. - В сб.: Поэзия Чечено-Ингушетии. М., ГИХЛ, 1959.
  • «Отцу, ушедшему навеки». Стихи. - «Грозненский рабочий» 1936. 21 июня.
  • Огненная гора. Повесть. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1968.

Литература о творчестве С.-С. Бадуева

на чеченском языке

  • Сулаев М. СаIид Бадуевн творчествох лаьцна. Предисловие к кн.: «СаIид Бадуев. Избранные». Грозный, 1960.
  • Сулаев М. Бадуев СаIидан кхолларалла. Предисловие к кн. «СаIид Бадуев. Повесташ, дийцарш, пьесаш». Грозный, 1964.
  • Муталибов 3. Бадуев Са1идан литературни кхоллараллехь атеизман тема. «Орга», 1964, № 1.
  • Туркаев Хь. Нохчийн хьалхара дийцархой. «Орга», 1966, № 1.
  • Туркаев Хь. Бадуев Са1идан поэтически кхолларалла. «Лоаман Iуйре», 1967, № 2.

на русском языке

  • Сулаев М. Творчество С. Бадуева. - «Дон», 1963, № 6.
  • Мамакаев М. Певец народной думы, - «Грозненский рабочий». 1964, 4 сентября.
  • Сулаев М. Предисловие к повести «Огненная гора». Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1968.

 

Из книги А. У. Мальсагова и Х. В. Туркаева «Писатели советской Чечено-Ингушетии». 1969 г.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru