Город Грозный

Шабаньянц Н. Ш.

Полукольцевая магистраль южного района, проходящая от кольцевой магистрали к улице Ленина, улучшает транс­портную связь периферийных районов города между собой и с промышленным районом. Следует также отметить, что ос­новные потоки транзитного транспорта направляются теперь в обход города или по кольцевой магистрали.

Обелиск посвященный героям Гражданской войны. Архитектор Н. Ятманов. Скульптор И. Твердохлебов.

Обелиск посвященный героям Гражданской войны. Архитектор Н. Ятманов. Скульптор И. Твердохлебов.

Памятник А. И. Полежаеву. Скульптор А. Сафронов, инж. Л. Удовик.

Памятник А. И. Полежаеву. Скульптор А. Сафронов, инж. Л. Удовик.

Памятник В. И. Ленину. Архитекторы Б. Федотов, В. Куличков, М. Шахзадов. Скульптор П. Яцыно. 1957 год

Памятник В. И. Ленину. Архитекторы Б. Федотов, В. Куличков, М. Шахзадов. Скульптор П. Яцыно. 1957 год

Памятник М. И. Калинину в Старопромысловском районе. Архитектор И. Загребайлов.

Памятник М. И. Калинину в Старопромысловском районе. Архитектор И. Загребайлов.

 

 

 

Первая кольцевая магистраль проходит по улицам Мая­ковского, Левандовского, Белова и Сайханова в Заводской район. Вторая — по улице Ленина, проспектам Победы и Орджоникидзе, улицам Первомайской, Окружной через но­вый жилой район поселка Черноречье и выходит к промыш­ленном району у разъезда Алды. Предусмотрен и ряд вто­ростепенных магистралей местного значения: полукольцо в южном районе города, две магистрали в восточном, из которых одна свяжет центральный выход Парка культуры и от­дых имени С. М. Кирова с новыми жилыми районами, с за­городным парком и т. д. Для организации этой группы ма­гистралей намечено построить около 10 мостов. Промышленные зоны по генеральному плану в основном сохранились на прежних местах, однако была предусмотрена некоторая их реконструкция. К северо-востоку от Заводского промышленного района до границы жилой застройки созда­на защитная зеленая зона за счет постепенного сноса одно­этажной саманной застройки, В северо-западной части горо­да промышленные предприятия также отделились от жилой застройки защитной зеленой полосой.

Институт Гипрогрознефть на улице Красных Фронтовиков. Архитектор Л. Дедков.

Институт Гипрогрознефть на улице Красных Фронтовиков. Архитектор Л. Дедков.

Мост через Сунжу на улицу Ленина

Мост через Сунжу на улицу Ленина

Первый в Грозном 9-этажный дом. Архитектор Г. Мамышев.

Первый в Грозном 9-этажный дом. Архитектор Г. Мамышев.

Первый микрорайон восточного района Грозного

Первый микрорайон восточного района Грозного

 

 

 

Дальнейшее развитие городской застройки в плане 1950 года было предусмотрено в основном в восточном и частич­но в южном направлениях за пределами современной город­ской черты.

Несколько осложнило правильное развитие города не­удачное расположение на его территории железнодорожных сооружений. Станция Грозный, находящаяся в центральной части города, является довольно крупной распределительной станцией Орджоникидзевской железной дороги с большим путевым и тяговым хозяйством. Станция Грознефтяная, рас­положенная северо-западнее станции Грозный, обслуживает промышленный район.

Генеральным планом была предусмотрена постройка вто­рых путей выхода железнодорожной линии от станции Гроз­ный в Старопромысловский район через станцию Грознефтяная. При осуществлении данного предложения рекомендо­вался вынос всего складского хозяйства из восточной части города. Однако это так и осталось нерешенным. Новый же­лезнодорожный вокзал предусмотрен почти на оси проспек­та Орджоникидзе как главной артерии, соединяющей желез­нодорожную станцию с центром города. Работы по созданию привокзальной площади — начало большой реконструкции всего железнодорожного узла стан­ции Грозный.

Перекресток проспекта Революции с улицей Комсомольской. Дом работников нефтяной промышленности. Архитектор М. Шахзадов.

Перекресток проспекта Революции с улицей Комсомольской. Дом работников нефтяной промышленности. Архитектор М. Шахзадов.

Площадь им. В. И. Ленина

Площадь им. В. И. Ленина

Проспект Орджоникидзе - Грозненский горком КПСС. Архитекторы Б. Крохин, Н. Ятманов, В. Куличков.

Проспект Орджоникидзе - Грозненский горком КПСС. Архитекторы Б. Крохин, Н. Ятманов, В. Куличков.

Проспект Победы

Проспект Победы

 

 

 

Реальность громадных градостроительных преобразова­ний уже доказана практикой застройки Грозного за годы Советской власти. Однако архитектура застройки города име­ет и недостатки. Многие крупные здания построены с боль­шими излишествами в отделке, их архитектура основана на копировании архитектурных и декоративных форм прошлого, Этот контраст мы ясно ощущаем сегодня, когда сопоставляем требования в области архитектуры и использования совре­менных материалов с прошлым.

Но главное все же в том огромном контрасте меж до­революционным Грозным с его захолустными улицами, вет­хими одноэтажными саманными домами и современным со­циалистическим Грозным с его промышленными предприятия­ми, многоэтажными благоустроенными зданиями и сооруже­ниями. Сегодня мы с гордостью можем показать всем свой го­род.

Проспект Революции

Проспект Революции

Проспект Революции. Жилой дом работников химической промышленности. Архитектор Л. Хаит.

Проспект Революции. Жилой дом работников химической промышленности. Архитектор Л. Хаит.

Путепровод на пр. Ленина. Архитектор Р. Барсегян. Инженер А. Назаренко

Путепровод на пр. Ленина. Архитектор Р. Барсегян. Инженер А. Назаренко

Республиканский Дворец пионеров и школьников. Реконструкция арх. Л. Хаит.

Республиканский Дворец пионеров и школьников. Реконструкция арх. Л. Хаит.

 

 

 

В нем — новые здания, сады, парки. Везде - зелень. Видны леса новостроек и стрелы башенных кранов. Улицы все больше застраиваются многоэтажными домами. Только за последние 10 лет жилой фонд города увеличился на 1 миллион квадратных метров, тогда как в 1913 году он со­ставлял всего 150 тысяч. В городе сейчас проживает свыше 340 тысяч человек.

Появились новые школы и детские учреждения, техни­кумы, кинотеатры, предприятия торговли и бытового обслу­живания. Город настолько разросся, что проходившая ранее на окраине железная дорога Москва — Баку оказалась почти в центре.

Приехав в город, попадаем на большую привокзальную площадь. Еще совсем недавно она была застроена невзрач­ными старыми домишками. А сейчас вокруг возникли новые жилые кварталы. От площади проложена трамвайная линия, связывающая вокзал с Восточным районом города. От вок­зала можно легко попасть в центр города. Улица Комсомоль­ская пересекает центральные проспекты — Революции и Побе­ды. С каждым годом эти проспекты становятся все краше.

Сердце города — площадь имени В. И. Ленина. В 1957 году по проекту архитекторов Б. Федотова, М. Шахзадова, скульптора П. Яцыно там был сооружен монументальный 12-метровый памятник В. И. Ленину.

Он представляет собой сочетание бронзы и гранита. Мимо памятника проходят празд­ничные колонны демонстрантов. Здесь дают клятву верности юные пионеры. На проспекте Революции находится здание Чечено-Ингушского обкома партии, построенное в 1914 году и реконструированное позднее. Фасад здания решен в восточ­ном стиле. Даже надстройка третьего этажа, выполненная в 1938 году по проекту архитекторов В. Н. Малышева и А. С. Гарагаш, не нарушила этого стиля. Циркульные и стрельчатые арки, лоджии, четкий и организованный ритм присущи восточной архитектуре.

Рядом с памятником — два сквера, которые обрамлены ажурными литыми чугунными решетками. Один из них принадлежит детям. Это сад пионеров и школьников. В него вписан Дворец пионеров и школьников. Сейчас он рекон­струирован.

По обеим сторонам проспекта Революции — пятиэтаж­ные жилые дома работников нефтедобывающей, химической, нефтеперерабатывающей промышленности и др.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru