VIII. Развод; расход
1. Случаи формального развода среди ингушей бывают.
2. По своему одному желанию, при простом даже недовольстве женою, муж может по шариату развестись; тем не менее, по простой прихоти редко кто дает развод: всегда бывает причиною развода крупное недовольство. Против воли мужа жена никоим образом не может добиться формального развода.
3. При разводе прежде разведенная жена не могла взять своего приданого, но теперь ей муж обязан по адату возвратить принесенное ею. Раньше, лет 30-40 назад, муж давал жене только одну "разводную" корову (собственно - "простительную").
4. Народ не одобряет развода, считает это несчастьем для человека и всегда старается уговорить не разводиться.
5. При разлучении супругов прежде без особых обрядов, в присутствии 2-х свидетелей, муж отпускает жену; теперь в ходу среди ингушей мусульманский троекратный развод (талак) в присутствии муллы.
9. Случаи фактического разлучения супругов также бывают: жена живет или с детьми, а муж отдельно, или у своих родителей; иногда всю жизнь супруги живут в разлучении.
10. Разлучение бывает, когда жена не нравится мужу, злая и т. п., но все же ни сам муж не думает окончательно разводиться, ни она того не требует; так и живут неопределенно.
12. В случае неспособности мужа к брачному сожительству в прежнее время все-таки жена не могла уйти от мужа, а теперь, по жалобе начальству, ей дается развод.
13. Прежде в этих случаях супруга не свидетельствовали, но теперь в городе врач его свидетельствует.
16. Случаи добровольной раздельной жизни супругов бывают; когда жена не хочет жить у мужа, но по закону не может получить развода без согласия мужа, то она ему начинает надоедать, ссориться, и тот или дает ей развод, или удаляет ее к родителям или в другой дом, не разводясь с ней окончательно. Она иногда сама мирится с такой жизнью; муж тоже забывает о ней, имея возможность жениться на другой, и так живут врозь до поры до времени (до возвращения, развода или смерти).
18. Муж может вовсе не кормить такую жену, живущую врозь с ним; иногда кормит, но без условий.
19. Актов и условий относительно раздельной жизни не бывает.
20. После развода прежде приданое оставалось у мужа, а теперь возвращается жене.
23. Дети после развода остаются при отце (по адату и шариату); но малолетних с согласия отца мать берет к себе, получая на них определенное содержание.
24. В случае рождения ребенка вскоре после развода, так что он по времени рождения принадлежит прежнему мужу, отец его может взять, как своего сына, но по обычаю его оставляют у матери, пока не вырастет.
IX. Вторичный брак
1. По воззрениям народа, в брак можно вступать сколько угодно раз.
2. Во 2-м браке нет ничего предосудительного.
6. Дети вдовы редко удерживают ее от брака, потому что они не мешают ей выйти замуж, оставаясь у своих родственников по отцу (по адату). Но, конечно, мать, любившая мужа и детей, иногда ради них обрекает себя на безбрачие.
7. Вдова чаще всего именно и вступает в новый брак, чтобы найти кормильца, заступника, а вдовец, - чтобы добыть жену, хозяйку и иногда воспитательницу для малолетних.
10. После смерти супруга вновь можно вступить в брак жене не ранее 2-3 лет траура; по окончании срока перед браком вдовы делалась пирушка, варилось пиво, арака; устраивались скачки, резали быка, и вообще с этих пор траур снимался, вдова освобождалась; она могла выйти замуж; ее брал, обыкновенно, родственник умершего мужа; теперь срок выхода замуж для вдовы определяется по шариату.
Пока она в трауре, вдова должна жить в доме мужа. Если у нее есть дети, то она может всю жизнь оставаться с ними в их доме; даже если она бездетна и то по желанию может жить в доме мужа, если его родные порядочные люди. Наследники мужа должны содержать, защищать вдову, если с их согласия вдова осталась жить у них и по истечении срока траура.
При выходе девицы замуж - свадьба торжественная, а при выходе вдовы - менее торжественная; но существенной разницы между ними нет.
X. Отношения между супругами
а) Личные
1. Мужской пол считается выше женского.
2. Женщины всюду и везде должны оказывать почтение мужчинам. Женщина не садится при мужчине, уступает дорогу, отворачивается при встрече, скромно говорит с ним и т. д.
3. Жена во всем должна подчиняться мужу.
4. Если жена развратна, то муж имеет право убить ее; но родственники ее протестуют против этого. По адату такую жену должно прогнать, а с виновника полагается обиженному мужу "барч" (3 лошади по 30 рублей каждая), и все-таки он редко может избегнуть пули или кинжала обиженного мужа. Если мою невесту взял (похитил) другой, то он платит за то мне 90 коров, а отец ее мне же еще 40 коров, и я едва успокаиваюсь; некоторые не довольствуются таким имущественным наказанием и еще мстят убийством.
5. Жену за дурное дело можно бить ради исправительной цели, но не на улице - публично, а дома у себя.
Если муж застает жену в полюбовной связи, то прелюбодея убивает на месте, а ей отрезает кончик носа (мягкую часть) и отпускает домой к отцу.
7. На самом деле не все жены послушны мужьям; фактически народ упрекает мужа за дурное обращение с женой, за незаслуженные побои и развод по прихоти; такие нравственные требования общества составляют противовес возможному злоупотреблению правом развода со стороны мужей.
8. Хуже всего бывает жене, если муж и другие (мать его) родственники не возлюбили ее и притесняют ее, придираются к ней;
или если вся тяжесть хозяйства лежит на ней одной.
12. Иногда, хотя очень редко, случается, что жены командуют над мужьями, но это делается тайком от других жителей; иначе вся семья потеряет уважение общества и лишится почета, что невыгодно и для самой жены (и мужа).
14. Жена не должна учить мужа, а должна слушаться его.
15. Супруги в глаза называют друг друга по имени, а при других и при взрослых детях словами: "эй!", "слышишь?" и т. п., а заочно: "отец детей", "муж", "он", "мать детей".
17. Жена и в замужестве сохраняет фамилию по отцу; но обыкновенно ее зовут уже не по фамилии, а по отчеству.
20. Муж может требовать ушедшую жену обратно, а жена мужа не может.
21. Муж сам может задержать жену в случае самовольной отлучки.
22. Если даже муж обижает жену, то старики по его требованию ему возвращают ее (уговаривают родителей ее), если только дело не доходит до безобразий, и если ей довольно сносно живется у мужа, хоть и плоховато.
23. Родители не обязаны вознаграждать мужа, приняв жену, ушедшую от него, за прогульные дни.
26. Жена, оставившая мужа, ничего ему не обязана уплачивать.
28. По адату муж может выгнать жену из дома своего и не содержать, но по шариату или обязан развестись, или содержать.
29. Муж собственною властью может удалить жену из дома.
30. Жена не может требовать, чтобы муж непременно с нею жил; ее требование, хотя бы оно и было, ничем не гарантировано к исполнению. Если муж не позволяет жене жить у себя дома и в то же время не дает ей развода, то она и ее родственники имеют право требовать развода.
31. Если жен несколько, то развод случается чаще или легче, нежели при одной жене.
32. Если муж приказывает противозаконное по воззрениям народа, то жена вправе не исполнить приказания; во всем остальном она должна его слушаться.
33. За непослушание муж наказывает жену, гонит ее от себя прочь; ее уговаривают родные жить покорно.
34. Советы жены муж принимает во внимание, но сам имеет решающий голос и может действовать прямо наоборот.
35. Муж должен печься о жене; если он не исполняет своего долга, то родные его и старики увещевают его.
36. Если жена ушла по воле мужа, она все же не получает со держания (впрочем, по шариату может требовать содержания для развода); только детям полагается содержание.
37. Работы, лежащие на муже, следующие: он должен пахать, косить и исполнять прочие полевые работы; жена должна дома хозяйничать, полоть кукурузу, жать хлеб, рубить дрова, доить коров, бить масло, шить на всю семью, воду таскать, печь хлеб, готовить; дрова рубит и муж и жена.
38. Мужу стыдно идти по улице с женщиной, доить коров, по воду ходить, шить, готовить и т. п.
39. За проступки жены отвечает муж; ее дела ведет он.
40. Даже за убийство, совершенное женою, наказывается муж; женщина у ингушей неприкосновенна и наказанию не подлежит.
41. Случаи нарушения супружеской верности очень редки. Случаи эти более возможны при раздельной жизни, народ к этому относится очень строго, что и сдерживает от этого.
43. Мужчина свободен в половых делах; лишь бы жена не баловалась и была честна - это главное.
44. Неверную жену муж бьет и прогоняет к родным.
47. Муж должен убить прелюбодея и любовника жены.
48. За неверность жены муж сам ее прогоняет.
51. Мужа, который напрасно увечит жену, все упрекают.
52. Старшие в фамилии увещевают младших не бить жен.
53. Истязания жен редки; но по глупости мужа все же бывают.
54. Убийство мужем жены, хотя и редко, но случается; но обратного не случалось; убивают неосторожным ударом палки в раздражении или кинжалом за неверность жены.
56. Жена, и бедная и богатая - безразлично, подчиняется мужу.
57. Принятых зятьев не бывает.
59. В ссору мужа и жены (драку) вмешиваются старшие; отец, дядя - даже бьют мужа за его глупые ссоры.
60. Большею частью дела мужа и жены разбираются родственниками с обеих сторон (теперь разбирает и окружной кадий).
62. Жены хорошие терпеливо переносят много обид от мужа, чтобы народ не знал о "ссоре", чтобы не позорить дом; от жалобы отчасти удерживает и безрезультатность и возможность в будущем еще худшего.
64. Кадий наказывает мужа по шариату; прежде родные требовали или развода, или мира.
68. При примирении муж обязуется не бить жены ни за что.
70. Жена не может удалить мужа.
71. Жалобы на мужа от общества не приносятся.
74. Жалоб мужей на жестокое обращение жен не бывает.
75. Мужья сами наказывают жен, но не жалуются на них.
79. Шариат, с одной стороны, русская администрация - с другой, были причиною изменения в отношениях супругов; теперь не так легко убить жену, как бывало прежде; за это сошлют теперь, а прежде иногда сходило. В частной, интимной жизни, конечно, заметных изменений в отношениях супругов не произошло, но ныне поставлен предел произволу и указан путь к более гуманному обращению, ибо личность жены стала более неприкосновенной.