Культура Чечни

Туркаев Х. В.

Культура Чечни: история и современные проблемы / Автор проекта и ответственный редактор доктор филологических наук Х.В. Туркаев / Институт этнологии и антропологии.

Содержание:

Козенкова  В.И.  - Древние основы культурного наследия нахского этноса (к истокам горского менталитета)
Мунчаев P.M. - К истории археологического изучения Чечни (из итогов работ Северокавказской экспедиции в 1957-1968 гг.)
Маркович В.И. - Башенная архитектура и ее декор - неоценимый источник изучения культуры чеченцев и ингушей
С.-Х. М. Нунуев - Об этнической истории вайнахов
Багаев М.Х. - Русская и советская историография древней и средневековой материальной и духовной культуры чеченцев
Я. З. Ахмадов, А. Д. Осмаев - Русско-чеченское этнокультурное и хозяйственное взаимовлияние на Тереке в ХVI-ХVIII вв.
О. Д. Джамбеков - О художественном времени в устно-поэтическом наследии чеченцев
Х. М. Ахмадов - В поисках духовных сокровищ (из истории собирания и издания чечено-ингушского музыкального фольклора)
И. Ю. Алироев - Лингвистические взаимосвязи народов Кавказа и России
У. Б. Далгат - Вклад ученого в популяризацию древней обрядово-вербальной культуры вайнахов (к 130-летию Б.К. Далгата)
З. И. Хасбулатова - Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX - начале XX в.)
Б. Б. Абдулвахабова - Традиционная мужская одежда вайнахов в XVI-начале XIX в.
М. С. Арсанукаева - Семейное право у чеченцев в ХIХ- начале XX в.
Я. В. Чеснов - Генетические представления в менталитете чеченцев (на основании полевых этнографических материалов, собранных в Чечне и Грузии в 1980-1990-е годы)
Х. В. Туркаев - Россия и Чечня: аспекты историко-культурных взаимосвязей до 1917 г.
Х. Р. Абдуллаева - Этноисторические и эстетические предпосылки зарождения письменного художественного слова у чеченцев
Р. А. Ташаева - Чечено-Ингушский драматический театр: его роль в формировании толерантности в обществе 1950-1980-х гг.
С. У. Димаев - Становление чеченской профессиональной музыки, место и роль в этом процессе инонациональных композиторов
М. Б. Гешаев - Чеченское музыкальное и изобразительное искусство, его влияние на искусство народов России и Закавказья
Р. М. Нашхоев - Творческое наследие Махмуда Эсамбаева и его роль в сближении культур народов России и мира

Древние основы культурного наследия нахского этноса

(к истокам горского менталитета)

В. И. Козенкова

Вопросы происхождения культуры, основ творчества и особенностей искусства в разных его проявлениях всегда были на острие внимания наиболее активной и, как бы сейчас сказали, пассионарной части любого народа. Не составляют в этом исключения народности нахского происхождения, в частности чеченцы и ингуши.

Конечно, чем глубже попытка заглянуть в толщу истории со стороны ученых-кавказоведов самых разных специальностей, тем больше их ответственность за высказываемые гипотезы, поэтому необходимо системное рассмотрение вопроса с привлечением всего комплекса знаний по истории народа.

Я постараюсь изложить наиболее устоявшуюся часть выводов по результатам многолетних работ, начиная с конца 1930-х и кончая 1980-ми годами, на территории Чечни и Ингушетии целой плеяды археологов относительно древней основы культурного наследия нахского этноса, по крайней мере, с эпохи поздней бронзы и раннего железного века. По сути, речь идет о значении культурного субстрата в поздних проявлениях местной традиционной культуры в определенном географическом анклаве Кавказского региона. Такие проявления в обществе автохтонного населения отмечаются вплоть до современности. О подобной ситуации как нельзя более выразительно свидетельствуют археологические памятники восточного варианта знаменитой кобанской культуры (XI-IV вв. до н.э.), зона распространения которой охватывала в гидрографическом плане Аргуно-Сунженский «куст», включавший высокогорье и предгорные части современной Чечни - коренного места проживания чеченцев.

Кобанская археологическая культура получила свое название по первым открытым памятникам у аула Кобань в Северной Осетии в 1869 г. Изучение ее на протяжении более 100 лет показало, что эта культура была древнейшим культурным субстратом в культуре многих народов Северного Кавказа, а не только вайнахов. Она составляет древнейший пласт в национальных культурах адыгов, балкарцев и осетин.

На востоке кобанские племена появились в самом конце II или на рубеже II - I тысячелетий до н.э. Территориально эта группа занимала северо-восточную часть Кавказа: бассейн р. Сунжи и среднее течение р. Терек.

На юге граница расселения проходила по верховьям рек Шаро-Аргун и Чанты-Аргун и по северным отрогам Пастбищного и Андийского хребтов. На севере она очерчивается в основном по правобережью Терека. Западная граница расплывчато фиксируется в междуречье Ассы и Терека, а восточная - по бассейну р. Аксай, захватывая частично ее правый берег.

В настоящее время лучше и полнее изучены предгорные памятники, однако отрывочные данные показывают, что близкородственные группы населения занимали и горные районы Северо-Восточного Кавказа.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru