Семья и семейный быт ингушей

Кудусова-Долакова Ф.И.

Содержание

От автора.
Состав семьи.
Внутрисемейные отношения.
Воспитание детей. Детские игры.
Нравственное воспитание.
Эстетическое воспитание.
Положение женщины в семье.
Обычаи избегания и табуирования имен.
Брак и формы его заключения.
Семейная обрядность. Свадьба и свадебные обряды.
Родильные обряды.
Обычаи гостеприимства, куначества и побратимства.
Воспоминания о сестре.

Книга Ф.И. Кудусовой-Долаковой "Семья и семейный быт ингушей" имеет серьезные основания для переиздания. В условиях модернизации общества особо важное значение приобретает сохранение самобытности каждого народа, обращение к вековым традициям, обрядам, ритуалам, определяющим в значительной мере его культуру.
Ингуши являются древнейшим народом Северного Кавказа и располагают богатейшим опытом семейных отношений и устройством семейного быта. В течение многих веков под влиянием самых различных природных, хозяйственных, социальных обстоятельств складывался семейный уклад и обрядность, обычаи и ритуалы, правила поведения в семье и за ее пределами.
В книге, на основе многочисленных источников, подробно рассказывается о самых разных сторонах семейных отношений. Современный читатель, надеемся, с интересом узнает из книги о том, как строились семейные отношения ингушей в прошлом, как было организовано воспитание детей, каковы были роль мужчины и положение женщины в семье. Много поучительного можно извлечь из книги и о таких сторонах, как заключение брака, свадебные и родильные обряды, обычаи куначества и побратимства. Примечательно то, что значительное число правил, требований, обязанностей, регламентирующих поведение в ингушской семье, выражено в пословицах, поговорках, притчах, которые передавались из поколения в поколение устно.
Естественно, многое из того, что было в семейных отношениях ингушей в XIX веке и в начале XX века потеряло
свою привлекательность и практическую значимость. Однако то главное, то самое ценное, что входило в семейный быт ингушей, продолжает оказывать влияние на современные семейные отношения. Ведь такие принципы семейного воспитания, как уважение к старшим, трудолюбие, сдержанность, гостеприимство, дружелюбие, верность традициям предков, остаются базовыми ценностями для каждой ингушской семьи.
Книга, ставшая библиографической редкостью, адресована самому широкому кругу читателей, и ее переиздание поможет многое узнать, понять и принять все полезное для семейной жизни наших современников, жить с достоинством, придавать своей жизни осмысленность и праздничность.

Директор НИИ Кавказа СКНЦ ВШ профессор К.С. Абдулов

От автора


Этнография (греч. еthnоs — племя, народ и gгарhо — пишу) — наука об обычном праве народа, его бытовых и культурных особенностях.
Чрезвычайно интересная этнография вайнахских народов стала предметом внимания ученых относительно недавно. Из дореволюционных ученых, описавших обычаи и традиции чеченцев и ингушей, надо назвать выходцев из самих этих народов — Чаха Ахриева (1850—1914) и Умалата Лаудаева (1830—1890). Из до революционных русских и иностранных исследователей следует отметить А. П. Берже, В. Н. Акимова, П. К. Услара, Н. Н. Харузина, Ф. И. Леонтовича, Н. Ф. Грабовского и др.
В советское время этнографией чеченцев и ингушей занимались и занимаются А. А. Исламов, Б. К. Далгат, П. Пасынков, В. П. Пожидаев, И. М. Саидов, С.М. Хасиев, 3. И. Хасбулатова, Н. В. Джавахадзе, А. И. Робакидзе и др.
В предлагаемой работе рассматривается ряд вопросов семейного быта, состава семьи и внутрисемейные отношения, воспитание детей, детские игры, положение женщины в семье, обычаи избегания и табуирования имен; брак и формы его заключения, семейная обрядность, свадьба, свадебные и родильные обряды, обычаи гостеприимства, куначества, побратимства и др.
Эта публикация в настоящее время представляется актуальной не только в научном плане, но и в деле возрождения вайнахских духовных ценностей.
Духовная культура вайнахов в течение последних двух столетий подвергалась гонениям, дискредитации. Царская колонизаторская политика принесла с собой порабощение и насилие, что вело к вымиранию народной культуры.
Как отмечал профессор Д. Мальсагов, за время господства царизма культура чеченцев и ингушей деградировала. Это отразилось и в фольклоре. В эпоху военно-полицейского режима, тяжко налегшего на «замиренный» край, стал разгораться тлевший под спудом огонь ненависти, и брожение разлилось по скованной стране, родилось абречество, но это уже только эпигонство прежнего братства предводителей.
Песня прославила и тех и других, но какая разительная разница между героической «Илли» и абреческой песней! При полном совпадении поэтических приемов, образующих прочную формальную традицию, какая разница в тоне, в настроении! Там — воля к борьбе, надежда, уверенность в победе, победа со светлой добычей; здесь — мрачная, трагическая безвыходность, отчаяние, готовность погибнуть, безрадостная борьба», — писал Д. Мальсагов. В послереволюционный период начавшийся прогресс в развитии вайнахской культуры, науки был прерван депортацией чеченцев и ингушей. Застойные годы также оказали губительное воз действие на развитие духовной культуры вайнахов. Под флагом борьбы «с вредными пережитками прошлого» или «борьбы с религией» подвергались развенчанию и выкорчевыванию даже самые святые традиции и обычаи вайнахов, составляющие самую суть этнической культуры. В результате мы наблюдаем продолжение той грустной тенденции, о которой писал Д. Мальсагов, что многие поколения вайнахов не знают народных обычаев, родного языка. Исчезли некоторые ингушские национальные обычаи, обряды, ритуалы, представляющие большую эстетическую ценность и имеющие воспитательное значение. Это свадебные песни, музыка, танцы. Современные ингушские свадьбы проходят чаще всего без увеселительных мероприятий.
Если профессор Д. Мальсагов сокрушался, что во времена царизма «совершенно исчезли свадебные, похоронные и другие бытовые песни», то во времена культа личности и застоя национальные песни и даже танцы исчезли и со свадеб.
Ничто не остается безнаказанным. Общество пожинает последствия забвения его представителями святая святых — родного языка и обычаев: падение нравственности, неуважение или не почитание старших, пошатнувшийся закон гостеприимства, роковые издержки в воспитании (нигилизм, эгоизм, инфантильность и др.).
«Вместе с родным языком ребенок впитывает и обычаи свое го народа: уважение к родным, близким, к людям, ко всему живому, к своему селу, городу, стране, к труду, к земле и др., ибо в языке более чем в чем-либо другом отражается все миропонимание своего народа, природа страны и история народа», — писал К. Ушинский.
В чеченских и ингушских языках мотт имеет значение не только «язык», но и «этика», «искусство общения». Наьха мотт ховш ва (буквально — владеет человеческим языком), — говорят о человеке, умеющем и с людьми считаться и себя подать правильно. Наьха мотт ховш вац (буквально — не владеет человеческим языком) — нелестный отзыв о человеке, который не умет вести себя. Вайнаьха мотт хара — это знание и родного языка, и народных обычаев, и традиций. Гибель языка — это гибель культуры и гибель самого народа, которому эта культура принадлежит. «Где не погибло слово, там и дело еще не погибло», — утверждал А. И. Герцен.
Историческая ценность изучения родных языков и этнографии несомненна. Знание обычаев народа, к которому человек принадлежит, делает его жизнь богаче, полнокровней.

 
При использовании материалов сайта,
ссылка на groznycity.ru обязательна
Разработано на CMS DJEM
© groznycity.ru