FAQFAQ   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация 
Карта сайтаКарта сайта   ВходВход  

Наша книжная полка

общаемся на разные темы

Модераторы: URAGAN, Zurab_A

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 19:50

про бисер молчу.....
наш ответ чемберлену:
Виктор Пелевин
Джон Фаулз и трагедия русского либерализма

Литература англоязычных стран на московских книжных лотках представлена в основном жанром, который можно назвать «эрзацем видео для бедных». Приличным книгам, рискующим высунуться из-за спины Харольда Роббинса или бедра Жаклин Сьюзен, приходится мимикрировать и маскироваться под пошлость. Роман Джона Фаулза «Коллекционер», появившийся недавно на русском языке, назван в коротком предисловии «эротическим детективом». В каком-то смысле это обман читателя — под видом щей из капусты ему подсовывают черепаховый суп. Это достаточно старая книга — она первый раз вышла в Лондоне в 1963 году, - но такая же могла бы быть написана в сегодняшней Москве. Попытаюсь объяснить, почему.

Это история банковского клерка, влюбленного в молодую художницу Миранду. Выиграв много денег в тотализатор, клерк покупает загородный дом, превращает его подвал в тюрьму, похищает девушку и запирает ее в подвале, где она через некоторое время умирает от болезни.

Все время своего заточения Миранда ведет дневник. На первом месте в нем вовсе не ее похититель, которого она называет Калибаном в честь одного из героев Шекспира, а ее прежний мир, из которого ее неожиданно вырвала тупая и безжалостная сила.

Вот что, к примеру, пишет Миранда в своем дневнике:

«Ненавижу необразованных и невежественных. Ненавижу весь этот класс новых людей. Новый класс с их автомобилями, с их деньгами, с их телевизионными ящиками, с этой их тупой вульгарностью и тупым, раболепным, лакейским подражанием буржуазии»… «Новые люди» те же бедные люди. Это лишь новая форма бедности. У тех нет денег, а у этих нет души… Доктора, учителя, художники — нельзя сказать, что среди них нет подлецов и отступников, но если есть какая-то надежда на лучшее на свете, то она связана только с ними».

Так вот, читая этот дневник, я никак не мог отделаться от ощущения, что уже видел где-то нечто подобное. Наконец я понял, где — на последней странице «Независимой газеты», где из номера в номер печатают короткие эссе, в которых российские интеллигенты делятся друг с другом своими мыслями о теперешней жизни. Эти эссе бывают совершенно разными — начиная от стилистически безупречного отчета о последнем запое и кончая трагическим внутренним монологом человека, который слышит в шуме «мерседесов» и «тоет» путь ли не топот монгольской конницы. Главное ощущение от перемен одно: отчаяние вызывает не смена законов, по которым приходится жить, а то, что исчезает само психическое пространство, где раньше протекала жизнь. Люди, которые годами мечтали о глотке свежего воздуха, вдруг почувствовали себя золотыми рыбками из разбитого аквариума. Так же как Миранду в романе Фаулза тупая и непонятная сила вырвала их из мира, где были сосредоточены все ценности и смысл, и бросила в холодную пустоту. Выяснилось, что чеховский вишневый сад мутировал, но все-таки выжил за гулаговским забором, а его пересаженные в кухонные горшки ветви каждую весну давали по нескольку бледных цветов. А сейчас меняется сам климат. Вишня в России, похоже, больше не будет расти.

Этот взгляд на мир из глубин советского сознания изредка перемежается взглядом снаружи — лучшим примером чего служит статья Александра Гениса «Совок». Собственно, героями Геннса являются именно его соседи по рубрике «Стиль жизни» в «Независимой газете». Проанализировав историю становления термина «совок» и различные уровни смысла этого слова, Генис мимоходом коснулся очень интересной темы — метафизического аспекта совковости.

«Освобожденные от законов рынка, — пишет он, — интеллигенты жили в вымышленном, иллюзорном мире. Внешняя реальность, принимая облик постового, лишь изредка забредала в эту редакцию, жившую по законам «Игры в бисер». Здесь рождались странные, зыбкие, эзотерические феномены, не имеющие аналогов в другом, настоящем мире».

Александр Генис часто употребляет такие выражения, как «подлинная жизнь», «реальность», «настоящий мир», что делает его рассуждения довольно забавными. Получается, что от совков, так подробно описанных в его статье, он отличается только тем набором галлюцинаций, которые принимает за реальность сам.

Если понимать слово «совок» не как социальную характеристику или ориентацию души, то совок существовал всегда. Типичнейший совок — это Василий Лоханкин, особенно если заменить хранимую им подшивку «Нивы» на «Архипелаг ГУЛАГ». Классические совки — Гаев и Раневская из «Вишневого сада», которые не выдерживают, как сейчас говорят, столкновения с рынком. Только при чем тут рынок? Попробуйте угадать, откуда взята следующая цитата: «Уезжая из Москвы, проезжая по ней, я почувствовал то, что чувствовал уже давно, с особенной остротой: до чего я человек иного времени и века, до чего я чужд всем ее «пупкам» и всей той новой твари, которая летает по ней в автомобилях!»

Это не с последней страницы «Независимой газеты». Это из «Несрочной весны Ивана Бунина», написанной в Приморских Альпах в 1923 году. Тут даже текстуальное совпадение с Фаулзом, чья героиня ненавидит «новый класс» именно «со всеми его автомобилями». Только герой Бунина называет этот новый класс «новой тварью» и имеет в виду красных комиссаров. Еще один «совок» — сэлинджеровский Холден Колфилд, который мучает себя невнятными вопросами вместо того, чтобы с ослепительной улыбкой торговать бананами у какой-нибудь станции ньюйоркского сабвея. Кстати, и он отчего-то проходится насчет автомобилей, говоря о «гнусных типах… которые только и знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей дурацкой машине, истратив всего один галлон горючего…»

Миранда и ее друзья из романа Фаулза, совки Александра Гениса, Васисуалий Лоханкин и Холден Колфилд — явления одной природы, но разного качества. Совок - вовсе не советский или постсоветский феномен. Это попросту человек который не принимает борьбу за деньги или социальный статус как цель жизни. Он с брезгливым недоверием взирает на суету лежащего за окном мира, не хочет становиться его частью и, как это ни смешно звучит в применении к Васисуалию Лоханкину, живет в духе, хотя и необязательно в истине. Такие странные мутанты существовали во все времена, но были исключением. В России это надолго стало правилом. Советский мир был настолько подчеркнуто абсурден и продуманно нелеп, что принять его за окончательную реальность было невозможно даже для пациента психиатрической клиники. И получилось, что у жителей России, кстати, необязательно даже интеллигентов, автоматически — без всякого их желания и участия — возникал лишний, нефункциональный психический этаж, то дополнительное пространство осознания себя и мира, которое в естественно развивающемся обществе доступно лишь немногим. Для жизни по законам игры в бисер нужна Касталия. Россия недавнего прошлого как раз и была огромным сюрреалистическим монастырем, обитатели которого стояли не перед проблемой социального выживания, а перед лицом вечных духовных вопросов, заданных в уродливо-пародийной форме. Совок влачил свои дни очень далеко от нормальной жизни, но зато недалеко от Бога, присутствия которого он не замечал. Живя на самой близкой к Эдему помойке, совки заливали портвейном «Кавказ» свои принудительно раскрытые духовные очи, пока их не стали гнать из вишневого сада, велев в поте лица добывать свой хлеб.

Теперь этот нефункциональный аппендикс советской души оказался непозволительной роскошью. Миранда пошла защищать Белый дом и через некоторое время оказалась в руках у снявшего комсомольский значок Калибана, который перекрыл ей все знакомые маршруты непроходимой стеной коммерческих ларьков.

В романе Фаулза Миранда погибает, так что параллель выходит грустная. Но самое интересное в том, что Фаулз через два года возвращается к этой же аллюзии из Шекспира в романе «Маг», и там Миранда оказывается вовсе не Мирандой, а Калибан — вовсе не Калибаном. И все остаются в живых, всем хватает места.

Наверное, точно так же в конце концов хватит его и в России — и для долгожданного Лопахина, которого, может быть, удастся наконец вывести путем скрещивания множества Лоханкиных, и для совков, поглощенных переживанием своей тайной свободы в темных аллеях вишневого сада. Конечно, совку придется потесниться, но вся беда в том, что пока на его место приходит не homo faber, а темные уголовные пупки, которых можно принять за средний класс только после пятого стакана водки. Кроме того, большинство нынешних антагонистов совка никак не в силах понять, что мелкобуржуазность — особенно восторженная — не стала менее пошлой из-за краха марксизма.

Остается только надеяться, что осознать эту простую истину им поможет замечательный английский писатель Джон Фаулз.
Перейти вверх этой страницы
Хостинг осуществляет компания Зенон Н.С.П.
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 19:58

итак ......
знатоки литературы вопрос:
что толкнуло Дж Фаулза на написание произведения маг? +:[smilie=smilik (16).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 20:00

конечно без википедии наверное никто не скажет
а говорят наша книжная полка
бачистил по вам плачет +:[smilie=smilik (16).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 20:00

papa писал(а):про бисер молчу.....

Тогда поподробнее про свиней объясни...
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 20:14

Эзоп. Басни


----------------------------------------------------------------------------
Текст напечатан по книге "Античная басня", М.:"Художественная литература", 1991.
Перевод с греческого и латинского М. Гаспарова.
Оригинал здесь - http://cyrill.newmail.ru/index2.html
----------------------------------------------------------------------------

1. Орел и лисица.

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом,
чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком
дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса
на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со
своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и
горько ей стало - не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что
отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей
издали проклинать обидчика:что еще может делать бесспомощный и бессильный?
Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле
приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие
внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и
тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята
наземь - летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на
глазах у орла.
Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных,
то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя
это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком
бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше
подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не
подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим
детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное
знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".
Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами
только вызывает смех.

3. Орел и жук.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и
взмолился к единственному, кто ему подвернулся, - к навозному жуку. Ободрил
его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того,
кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного
заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил
за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в
вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал
прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы
высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук,
увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой
шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил
ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту
пору, когда выводятся навозные жуки.
Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен
настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб.

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это
ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей
почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он
слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть,
пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: "Совсем
бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за
добычей, которой и не видать".
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на
большее бросают то, что имеют.

5. Должник.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг.
Сперва долник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не
добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать
в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она
поросится. Должник ответил: "Еще как поросится ! даже не поверишь: к
Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков". Изумился
покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: "Что ты удивляешься?
Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит".
Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы
подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух.

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе
с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась
непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в
пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы
только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе
приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище,
дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за
неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его
покидают. Обернулись козы и сказали: "Потому-то мы тебя так и остерегаемся:
мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми
своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь
предпочтение перед нами".
Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас,
новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он
опять заведет новых и предпочтет их нам.

7. Кошка и куры.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась
лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей,
спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только
когда тебя нет поблизости".
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся
хорошими.
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 20:17

вика
достаточно ?
или вы всетаки статью прочитали?
ибо в ней и был заложен ответ +:[smilie=smilik (5).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

СообщениеZurab_A Пн янв 28, 2008 20:25

papa писал(а):про бисер молчу.....

опять я попался: ведь неоднократно слышал что нечего его метать. ну хоть похрюкай тогда.
а пост твой конечно заслуживает твердой пятерки! но неумелое использование копи-энд-паст портит всю картину - три балла
papa писал(а):Перейти вверх этой страницы
Хостинг осуществляет компания Зенон Н.С.П.

это надо было отбросить.

хватит хамить, иначе придется свести общение к нулю. я тебя еще в самом начале предупреждал, что надо быть чуток уважительнее к окружающим
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 20:41

Zurab_A
Да ладно! Сказано ведь:
papa писал(а):7. Кошка и куры.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась
лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей,
спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только
когда тебя нет поблизости".
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся
хорошими
.
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 20:42

Zurab_A
начальник я канечна наверное виноват .... но в хостингах и копи энд пастах не рублю
так что сорри...
во всяком случае,я поделился тем что прочитал .....
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 20:45

вика
+:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (11).gif] +:[smilie=smilik (11).gif] +:[smilie=smilik (11).gif] +:[smilie=smilik (16).gif] +:[smilie=smilik (16).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

СообщениеАлена Пн янв 28, 2008 22:23

papa писал(а):бачистил по вам плачет

Бачистил, к сожалению, уже не плачет.
Аватара пользователя
Алена
 
Сообщения: 4322
Зарегистрирован: 19 май 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 22:32

Алена
нда а я ща переслушиваю....
а вот за людей которые не знают ни фаулза ни генри джеймса
не то что бы обидно...
жалко их +:[smilie=smilik (19).gif]
у бачистила был кинофарш
пора ввести книгофарш +:[smilie=smilik (16).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 22:37

papa писал(а):а вот за людей которые не знают ни фаулза ни генри джеймса
не то что бы обидно...
жалко их

Это ты о ком?
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 22:44

вика писал(а):papa пишет:
а вот за людей которые не знают ни фаулза ни генри джеймса
не то что бы обидно...
жалко их

Это ты о ком?

о тех кто не знает ни фаулза ни генри джеймса
продолжить список? +:[smilie=smilik (18).gif] ?
Вика а вы знаете гери джеймса и фаулза?
не сочтите за наглость просто интересно
почти соц опрос +:[smilie=smilik (16).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 22:57

papa писал(а):Вика а вы знаете гери джеймса и фаулза?
не сочтите за наглость просто интересно
почти соц опрос

Лично не знакома.
А Вы помимо них и Пелевина еще какие-нибудь фамилии писателей знаете?
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 23:02

вика писал(а):А Вы помимо них и Пелевина еще какие-нибудь фамилии писателей знаете?

причем не только фамилии а еще и их произведения
в основном классику ....
спрашивайте жанр- порекомендую
просто люблю читать ....
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

СообщениеZurab_A Пн янв 28, 2008 23:16

papa писал(а):просто люблю читать ....

а ты читать то умеешь? если умеешь, то внимательно перечитай мой предыдущий пост в этой теме, и постарайся при этом собрать в кучку все свое серое вещество. завязывай гнать
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 23:18

papa
Да, порекомендуйте, милейший, например, из выше означенных писателей, какие произведения считаете наиболее отражающими их мировоззрение??
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 23:20

Zurab_A
уважаемый подбирайте выражения
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 23:25

papa писал(а):уважаемый подбирайте выражения

И это говорит нам гонитель читающих таджиков!! +:[smilie=smilik (9).gif]
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

СообщениеZurab_A Пн янв 28, 2008 23:29

papa писал(а):уважаемый подбирайте выражения

я уже третий день их подбирал, и всячески тебе намекал притормозить. но видно ты понимаешь только тогда, когда тебе отвечают твоим же языком
Аватара пользователя
Zurab_A
админ
 
Сообщения: 7381
Зарегистрирован: 03 май 2006

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 23:29

вика
Одно из сильнейших произведений Джона Фаулза - произведение, навеянное сочинением Генри Джеймса "Поворот винта". Произведение это называется "Волхв" или "Маг", в зависимости от перевода. Великолепная экранизация "Поворота винта" с Марлоном Брандо входит в золотой фонд мирового кинематографа.
Граждане! Я не услышал от вас ни одного отзыва на выложенную мной статью Пелевина.
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 23:34

papa
А своими словами? Личные ощущения.
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Сообщениеpapa Пн янв 28, 2008 23:36

я господа поразился одной вещи- на форуме БАЧИСТИЛ нет модеров,что не мешает людям общаться на уровне интеллекта +:[smilie=smilik (11).gif]
papa
 
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 11 окт 2006

Сообщениевика Пн янв 28, 2008 23:37

papa писал(а):что не мешает людям общаться на уровне интеллекта

У интеллектов бывают разные уровни...
Аватара пользователя
вика
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 19 май 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Бесед(к)а

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron