Zurab_A Пн сен 11, 2006 16:06
Как правильно делать замечания ребенку.
Не секрет, что поведение ребенка очень часто таково, что взрослые просто вынуждены сделать ребенку замечание. Чаще всего эти замечания несомненно справедливы, и вызваны недостойным поведением ребенка, но почти так же часто вызваны раздражительностью, плохим настроением или просто нежеланием понять проблемы ребенка. Взрослый, конечно же, считает, что его замечания направлены на благо ребенку, что он помогает ребенку стать лучше. Но наши желания слишком уж часто расходятся с действительностью.
Американский педагог и психолог Гордон исследовал типы замечаний и поучений со стороны взрослых к ребенку и выделил 12 основных типов псевдопомощи ребенку – т.е. когда взрослый думает, что помогает ребенку и положительно на него влияет, а на самом деле ребенок такую помощь и в таком виде просто не способен воспринять из-за особенностей детской психики.
Поищите в собственной практике выделенные Гордоном виды будто бы помощи ребенку в разрешении его проблем. Помните при этом, что псевдопомощь только мешает и закрывает ребенку истинные пути решения проблем, т.е. только мешает стать лучше.
1 тип
Приказы, команды, указания (например: «Хватит тебе жаловаться, лучше работай хорошенько!»).
2 тип
Предупреждение или угроза (например: «Тебе бы лучше убрать снег, если ты собираешься получить подарок ко дню рождения).
3 тип
Морализирование, поучение, наставление, указание обязанностей (например: «Ты же знаешь, что учеба — твоя работа!», «Тебе следует оставить свои заботы дома, а в школе думай об уроках!»).
4 тип
Советы, предложения, предлагаемые решения (например: «Тебе надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать!»).
5 тип
Поучение, наставление, убеждение, приведение логических аргументов (например: «Вспомни, до экзамена осталось 30 дней!»).
6 тип
Критика, порицание, несогласие, осуждение (например: «Ты попросту большой лентяй!»).
7 тип
Обзывание, наклеивание ярлыков (например: «Ты ведешь себя как третьеклассник, а не девятиклассник»).
8 тип
Оценка, истолкование, диагноз (например: «Ты просто стараешься увильнуть от этого дела!»).
9 тип
Поощрение, соглашение, положительная оценка (например:«Ты действительно очень способный человек. Я уверен, что ты найдешь выход из этой ситуации»).
10 тип
Одобрение, симпатия, поддержка (например: «Ты не первый, кто испытывает такие трудности. У меня были такие же трудности. Поверь, ты привыкнешь и станет легче!»).
11 тип
Вопрос-допытывание (например: «Ты думаешь, что это для тебя слишком трудно? Сколько же времени ты на это убил? А ты знаешь, что мы в твои годы еще не такое делали!»).
И, наконец, 12 тип
Уход, отвлечение, сарказм, юмор, развлечение (например: «Успокойся, давай поговорим о чем-либо приятном» или «Кажется, кто-то не с той ноги сегодня встал»).
Если в вашей практике виды такой помощи вашему ребенку никогда не встречаются – вы идеальный родитель. Но таких, наверное, не бывает.
Но как же по другому наставить ребенка на правильный путь?
Вопрос слишком трудный, чтобы на него можно было дать простой ответ – ведь все зависит от конкретного ребенка и конкретной ситуации. Тем не менее тот же Гордон предлагает наиболее общие принципы подхода к тому, как правильно делать замечания ребенку.
1. Без лишних эмоций описать плохое поведение ребенка (например, подставляет бегущему ножку, нецензурно выражается и др.).
2. Краткое сообщение о том, как действует это плохое поведение, чем оно плохо? В чем зло? (Последствия должны быть значительными и реальными, так как если ребенок поймет, что его поведение вызывает ощутимые отрицательные последствия, у него скорее появится желание измениться.) Суть второй части замечания — негативный эффект, вред неприемлемого поведения.
3. Сообщение о чувствах, вызываемых неприемлемым поведением.
Пример: ребенок подставил ножку, тот упал
Наша обычная реакция: ты что делаешь! А ну-ка перестань! Придется тебя лишить карманных денег! Чтобы такое было в последний раз, а не то!!!!.... Дальше каждый кто как может.
По Гордону: Сынок, ты подставил ножку Пете, и он упал. Хорошо, что Петя упал удачно, а ведь мог сломать нос или даже руку. А если бы на его месте оказалась баба Клава, даже страшно представить, что бы случилось. Мне очень неприятно, что мой сын оказался способным на такой плохой поступок.
(с)