Zurab_A писал(а):Станция Ларс на Военно-грузинской дороге. Башня Дударовых - выходцев из Аккинского общества. XIX век.
увеличить
В. Н. Никонов пишет: «Первый закон антропонимики, как и всей ономастики-историзм». Разумеется, при толковании личных имен нужен обширный материал, подтвержденный историческими фактами, экскурсом в историю тюркского именослова и языка. Это отмечает О. Сулейменов: «Народы мира сохранили драгоценный шифр тысячелетий-это язык, источник исторических сведений, который является наиболее объективным, беспристрастным документом прошедших эпох. Он лишен предвзятости, он вне временных предрассудков и не подвластен идеологическим колебаниям».
По легендам орстхой, Египет, Орда, Ханские ставки нанимали вайнахов на особую службу, умногих аккинцев, вабуа и орстхой предания насыщенны тем, что они утверждают, что многие их предки руководили по найму или военными или на гос.службе, т.е. представляли себы наемной военной силой, какими были МАМЛЮКИ:
например предок аккинцев и кей- Акхберд был умным, образованным, мудрым человеком. Который более десятки лет после наемной службы из ставки Орды взоглавил как царь, правитель службу над Тарковским Шамхальством и кумыки несмотря на его безупречное ведение государственными делами, пытались скинуть власть некумыка:
Акберди - мамлюк, государственный секретарь Египта. Слово «ак» в данном случае означает мудрый. умудрённый опытом, «Берди»-данный (общ. тюкск). Ах + берди - «духом данный».
Акош ал-Ашрам - мамлюк, эмир, по прозвищу «лев-убийца». По всей видимости, правильное имя – Аккуш, Ак - «белый», Куш - «орел». Карачаево-балкарские имена: Аккаш, Ака, Акай, Ако, Аккуш.
Здесь явная ложь, это все вайнахское- Аккаш/ Ак Ка Ш здесь ка=к1ай белый.
Сегодня есть прекрасный материал дома: ичкерийские, орстхо-аккинские старейшины детально расскажут где и когда служили их редки мамлюками и когда они управляли ими.
Биберд - мемлюк, брат султана Джанболата. Занимал пост оруженосца и являлся эмиром Табылхана. (Хатхо, стр. 116). Полное имя Кылыч Биберд, одно из распространённых имён в карачаево-балкарском народе. Термин «бий» переводится как «князь», раньше оно имело и другое значение-в мифологии «бог», а также «господин», «повелитель». Со всей уверенностью можно полагать, что значение имени-«данный богом». Существуют синонимы данного имени: Алахберди, Тейриберди, Кудайберди, Тангриберди. Вторая часть имени, Клыч - «сабля, меч» имеет общетюркскую основу.
Аккинцы рассказывают про ночмахкахойца Биберда, который был наемником и затем стал эмиром/падчахом. Но почему молчат тейп был историки? Они заняты лишь тем, чтобы их тейп по их книгам был обязательно древний.
Большая ошибка русских историков, намеренно обходящие Чечню... и их теори буквально осмеиваються сем миром. А это означает их забудут с их авторами. За предалами границы их теории не имеют абсолютно никакой силы. Но умалишеному не до этого, главное их теории поддерживали в их банке, а за банкой хотЬ полынь не расти.
Не далеко ушли и некоторые соседи, стараясь связать историю чеченцев с пастухами, забывая, что лучшиепосланники Аллах1а занимались не только этой работой. Такие историки сознательно искажают историю наемных правителей и воинов мамлюков из племен вабуа, аккха, орстхой, нохчмахкахой.
В истории чеченцев известен другой мамлюк аккинского роду наемник З1енги, это название он получил еще на наемной службе:
Зенги - военачальник сельджукского султана Малик-шаха, сын тюркского гулама Ак-Сонкура (Белый сокол). Династия Зенгидов отличилась в сражениях с византийцами и франками. Зенги в 1144 году отвоевал Эдессу у графа Жеслена ii, став благодаря этому популярной фигурой суннитского мира. Султан Саладин начинал свою службу в гвардии Ак-Сонкура. На цокающем диалекте тюркского яэыка, характерном для балкарцев Черекского ущелья и татар-мишарей, Зенгиль -«вспыльчивый человек», «горячий, несдержанный» (кр.-балк).
Еще упоминаеться орстхоевец мамлюк Оьздамир.
Оздемир - мамлюк. «Оз» означает не только местоимение, но и имеет значения существительного. Древнетюркское «оз» - «основа, сущность, сердце». (А. Гафуров, стр. 42). Оздемир - «человек с крепкой, как железо основой».
Предок Дударовых князь Акберг, зять другого известного Аккинца Воккала:
Предание: 18. АКБЕРГ
Акбер поселился в ауле Геличе, что входит в Ялхоройское общество. В красивом месте Мо-зарг стоят башни. В них жил род Цесе-някан...
...У Акберга было четыре сына. «Ты отважен в бою», — сказал он сыну Кей и поселил его на высоком месте, на горе. «А ты мирный человек», — сказал он сыну Итару и поселил его внизу, в ущелье. Сыновей же Зингала и Войгу он поселил между ними. От этих четырех сыновей пошли Зингаловы, Войговы, Кейцы и Итар-калахойцы. Место, где стоят их башенные аулы, называется Аккой.
Меду, живущему в ауле Кей, захотелось стать князем. У него было три брата. Однажды Мед сказал им:
— У нас, как и у других народов, должен быть свой князь, и это не нарушит братское родство. Давайте будем считать меня за князя.
—Нет, — ответили братья, — сейчас-то, может, мы и не поссоримся, но со временем твое потомство будет кичиться перед нашим потомством, говоря, что мы, мол, княжеского рода, а вы - рабы. Нет, из нас никто не будет князем.
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите).
Кто такие КЕЙ/КИЕЙ/КЕЙ?
По разным педаниям, говориться. Один из легендарнейших предков вейнахов из аккхо-орстхи племени по имени Аькх Бяьр Ге был приглашен могущестенным Тарковским княжеством на правление. К удивлению он был мусульманином и не прижился среди язычников акки и орстхой. При его правлении на княжествомнабего тарковской армии на чеченцев прекратились. Почитайте книги, это легко подтерждаеться датами тех времен. Позже кумыки, которые осели в районе чеченского села Эндеры, основанного орстхой и ширдий, именно они по преданиям и их князь подговорили кумыков и их ставку в Орде убрать чеченцев и изгнать Аькх Бяьр Ге. Чего они и добились.
Аькх Бяьр Ге вернулся в Аккинские горы и женился на дочери другого ивестного наездника аккинца Вуокх Кхалла(Воккхал).
Сильнейший город с крепостной стеной и более 20, некоторые утверждают 40 башнями построил Аькхе Бяьр Ге в Г1алан Ч1уоже -город З1ен Г1ал. В данный момент схранилось более 20 башен и фрагменты крепостной стены.
У Аькх Бяр Ге было 4 сына, говорят было 6 двое были еще в детстве убиты. Это Кей, Ыьтар Кхяле/Итар Кял, В1ов Ге/Вовги, З1енг1ал. Имя после З1ен, Итар имя Г1ал давалось для крепкости в жизни. Есть даже и сейчас у чеченцев: Ша Лам санн ч1ог1, Ш1а шир в1ов/б1ов санн тоьлл.
Дудар был человек, который прославился своими набегами на косогов, которые хозяйничали на наших землях, т.е. кабардинцев.
Дудар именно прославлся тем, что сказал и ввел следующие действия:
-умерший в постели мужчина позор для своего рода
- обложил данью тех, кто мучал фяппинцев, потому что для орстхой и аьккий племя фяппий родственно
- брал штурмом башни, сходу на скаку с коней, человек с мечом держась другой рукой за конец шести взбегал в проем башни и вступал в бой, сзади четыре конника держали конец шести.
Такие шести изготавливались в Шарое, у Дудара был его названный брат и друг шароевец, это он наладил производство штурмовых шестов, ныне используемых спецотрядами в мире. Такие шесты были у кейцев и аккинцев в Бамуте до начала 1995г, старики рассказывали про их предназначение, они называли его шарой шест.
Написано кей, перевод с арабского. Видимо напиано чеченцем, еще переехавшим после Кавказской войны.
Безумный Дудар или алдамы(князья) Аккинцы Дударовы.
--------------------------------------------------------------------------------
Их родовые земли находились: включая земли до самой мощной чеченской крепости Зен Гале(авт - З1иен Г1оал/З1ен Г1ала), что расположена в Галанчожской Акке(авт - здесь: Галанчож/Г1аланч1аж: Ущелье городов и башен, легендарная страна Нашаха) и частью Кей Мехку.
Кий/Кей, проживавшие в Галанчоже, аккинцы, нашхой, орстхойцы являлись потомками Кавкаса, легендарного предка нахов. Кейцев еще называли элий, идимо здесь имелось в виду этнические нахи. По преданиям один из былинных героев нахов вышедшего из Шемы(авт - древнейшая цивилизация, которая была чем то разрушена) Ак Мерда(Ак Берд?, авт - Акх Мерд), имел 4-х сыновей.
Одного звали Итер Кхел, он основал в Галанчожской Акке, вошедшую в историю вайнахского народа крепость Итар Кели в Акке, разрушенную под конец Кавказской войны. Другого звали Миед/Мед, его сыном был Кий/Кей. Кий получил земли в наделе ныне известной, как Кей Мохк в Акке.
По чеченским преданиям, они вышли из легендарной страны Шемы. Это была великая цивилизация, которая была погублена какими то силами(?)
Ак Мерд был одним из таких. Слава Ака Мерда прокатилась по всему древнему Кавказу. Империя тюрков отдавала своих княжеских детей на воспитание чеченцам, тоже самое происходило и не совсем далекие времена, воюющая Российская империя, ее офицеры считали за честь отдать своих сыновей на воспитание чеченцам.
Тарковское княжество пригласило Ака Мерда на княжение, он взяв сыновей ушел в Тарки. Но прошло время. Известная чеченская пословица: Чем быть князем у другого народа или на чужбине, лучше быть свободным рыцарем(нахом) у себя дома. Эти слова произнес Ак Мерд на Мехк Келе у горы Мут в Нашахе.
Надел Ак Мерда в Нашахе(авт - здесь: в Акке) пришел в упадок, старые башни стояли одиноко. Жена Ака Мерда умерла, а в горах жил другой известный аккинец, гроза фирренгов Воккал, его младший сын Вал, основал в Нашахе горное село Валерик(авт - Валларг). Ака Мерду понравилась красавица дочка Воккала. Но Воккал, не хотел отдавать дочку Ак Мерду, говоря, он забыв горы, оставив башни бросил священные земли.
Чтобы доказать обратное Ак Мерд построил невиданный город в Акке и назвал его Зен Гал. Подступы к городу окружали много башен, сам город окружала мощная крепостная стена и более 20 башен.
Ак Мерд княжеский сын, княжского рода отличился еще многими подвигами и наконец Воккал выдал ему свою дочь. У негородилось еще два сына.
Так у них было 4-е сына и род Ак Мерда насторил много башен и своими подвигами еще более прославил древних нахов.
Так в общирной Акке родился рыцарь Дудар. Легенды называют его до безумия храбрым человеком. Одна устная языческая легенда нашхойцев повествует, что Дудар родился с мечом.
Время когда родился Дудар, было тяжелым для древних нахов. Огромные орды, армии, фирренги, кочевники охватили Кавказ со всех сторон и засели в самой святыне Нахов в самом Дарьяле и Галанчоже.
Это были времена, когда с Дарьяла спустились аккинские отряды карабулаков, мержой, цечой, барчхой, бегачарой и феппий на помощь изнуренным в беспощадных войнах нохчмахкахойцам в Аух. Нохчамахкахойцы сотни лет сдерживали и защищали все побережные земли у Каспия.
Дарьяльское ущелье, известное как одна из прародин древних чеченцев под названием Лом Акка, сильно обезлюдела, хотя здесь оставались части аккинцев, орстхой и больше феппий.
Контролировавшие Аланские ворота феппий, носившие из за своих богатств(авт- контроль Дарьяла приносил баснословные доходы) по два меча, полное воружение и дорогие кони, постигли тяжелейшие времена. Часть феппий вынуждена была уйти, по решению Мехк Кхела в Бацой Мохк в Грузию, где проживали нахи, туда стремились аварские отряды и часто своим появлением в горах обнажали тылы нахской родины. Феппинцы встали на службу. Огромная часть феппи вместе с другими нахскими родами и нохчмахкахой защищали уже земли в Аухе. Войны истощили нахскую цивилизацию. Больше никогда не вернулся в свой родной Ларс фяппинец Ших Мурза Аккинский, он был убит сильными на о время тюрками(авт - кумыки).
Феппинцы, кровь от крови аккинцев и орстхой, оставшиеся в Дарьяле, уже не могли расчитывать на помощь. Царь фирренгов и косоги беспощадо нападали и днями, и ночами на их земли, и постепенно их осваивали.
Чеченцы были запреты в горах, разделены и истощены. Кабардинские феодалы писали, ак видно из архивов, горные люди надежно заперты и не смеют спускаться, если не считать их ночных вылазок и рейдов(авт - здесь чеченцы нахи).
Усилившиеся и перенявшие нахский язык пришельцы заставляли, когда то бывших сильными феппинцев, карабулаков и аккинцев при выходе на равнину приходить безоружными, боясь за свою безопасность. Но мало кто это делал. На их мехк кел никто не ходил.
Родственный гелатхоевцам (авт - аккинский род феппий, ныне считаються ингушами) и родившийся в Акке(авт - по материнской линии корни из Вовги, см Акка, по отцовской из местности рядом с Кей Мехкой).
23-й Дудар собрав более 200 рыцарей(авт - нахи: это военное сословие), объявил на Мекх Келе, что он накажет тех, кто причиняет несправедливость в Дарьяле его сородичей!
Дудар до самой границы Кабарды и почти всех равнинных земель Осетии, и всей нынешней Ингушетии днем и ночью штурмовал башни, выселял людей, наказывал и продавал в рабство сотни людей, и десятки семей.
Человека и его семью, который придумал закон на самозванном Мехк Келе не разрешать носить оружие нахским тейпам(орстхо, феппи) он самолично повесил и привязал к ослу. Дудар на месте бывших аккинских и орстхойских селений в нынешних землях: Осетии и Ингушетии строил башни. Многие башни настроенные аккинцем Дударом сейчас незаконно приписывают бывшие его зависимые.
Аккинец Дудар ввел новый вайнахский свод для рыцарей(авт - конах): мерший в постели этнический нах позор для своего рода.
Не было ни рода, ни человека теперь вызвать его на бой, Дудар не проиграл и одной схватки, и не отступил ни в одной сычке.
Кабардинским князьям правившими в Ингушетии Дудар страхом смерти запретил появляться днем. А семьям, которые наиболее старались унизить феппий, Дудар запретил ездить вверхом, они ездили на ишаках(авт - доступно в архивах).
Но чеченцы понесли жесокие потери в войнах, дикий Дудар был подло отравлен, его потомки из за межродовой мести разошлись, многие были ночами убиты, один ез его потомков, вызванный на бой, был убит выстрелом в спину из лука.
Ослабший род аккинцев Дударовых вынуждены были уходить от многочисленных кровных войн. Российская администрация несла и свой вклад. Осетины, желая иметь над собой умных и мужественных руководителей пригласили Дударовых на княжение в Осетию, где они зивут и по сей день, часть из них осела в Грузии, часть в равнинной Чечне, один из его потомов ушел в село Акташ Аух в Хасав Юрт, это село основано нашхойцами из горной Акки, когда Нашха и Акка были единой землей до гражданской войны.
Этот человек, происходил из родов Аккхий и Кей. Кей был сыном Меда(по одним преданиям), отец Мед был Акберг(Аккхе Бер Ге), он правил по приглашению над Тарковским Шамхальством. Женат был на дочери другого элитного вайнаха аккинца из Галанчожа по имени Воккалл(Вокк Ка Эл). Воккалл правил в одной стране недалеко от нынешней Осетии.
Дудар возврватился к фяпинцам, которые страдали от гнета кбрдинских князей и греков(джелты), и начал войну на всей Осетии и Ингушетии. Вернул принаделжавший роду Аккхий Дарьяльское щелье. Кстати у грузин и чеченцев оно называетеься Ломе Акки. Исток реки Терека Казбека называеться Ломекки. Феппий/Вабуа это аккинско-орстхойский пласт. Вабуа/феппий ослабли в результате ухода другого аккинца-феппий Шиха Мурзы Аккинского в Аух на равнину к плоскостным чеченцам. Ших Мурза Аккинский выходец из Ларса, родной брат Салтана Мурзы, их отец Ушурма. Еще немаловажно, первое поселение вайнахов од Казбеком основали Гелатхойцы, это аккинский род, ныне ставшие ингушами.
Groznyj ya plachu po tebe.